Такое решение приняла североосетинская правительственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) на основании совместной рекомендации специалистов военизированной службы Росгидромета и обслуживающих перевальную автотрассу дорожников.
Непогода спутала карты праздничных приготовлений тысяч людей по обе стороны гор. Погода в высокогорье испортилась как раз на Рождество. Мощный снегопад, который синоптики именуют "ливневым", за считанные часы на целый метр увеличил высоту снега на склонах гор. По словам спасателей, произошло "критическое снегонакопление в лавинных очагах", поэтому в полдень 7 января КЧС Северной Осетии приняла решение о запрете движения по перевальной дороге на участке от поселка Бурон до Северного портала Рокского тоннеля.
Как и ожидалось, вскоре на Транскам начали сходить лавины разной мощности. Водители, успевшие миновать пограничные кордоны до наступления времени "Ч", вынуждены были остановиться. В общей сложности, в снежный плен попали полтора десятка авто, следовавших в обе стороны (в их числе и две маршрутки). Хорошо еще, что все автомобили застряли неподалеку от портала, где дислоцируется мощная дорожная техника. С ее помощью получилось оперативно пробить коридор в лавинных шлейфах, и машины удалось вывести из опасной зоны на площадку перед тоннелем.
Снегопад продолжался около суток. За это время выпала почти месячная норма осадков, а на полотно Транскама сошло более трех десятков лавин. Одна из самых крупных (ей дали имя нареченная "Той") утром 8 января обрушилась на расположение воинской части в районе Северного портала Рокского тоннеля.
- Ударом снежной массы было разрушено здание генераторной, линии электропередачи, повреждено помещение казармы, под завалом оказались несколько единиц автомобильной техники, - рассказывает начальник Рокского противолавинного отряда Аслан Дзугаев. - Часть зданий оказалась без света и тепла. К счастью, обошлось без пострадавших среди военнослужащих, так как они были заблаговременно предупреждены нашими сотрудниками о нарастающей угрозе и эвакуированы спасателями в безопасное место.
И все же лавинщики, дорожники и сотрудники МЧС сумели вскоре приступить к работе по разблокированию "дороги жизни", как именуют ее в обиходе в здешних краях.
Но на следующий день погода вновь испортилась. Стрелять из орудий по лавинам в условиях ограниченной видимости было бесполезно, но специалисты все же продолжили прокладку так называемой "пионерной дороги" в лавинных завалах, чтобы обеспечить пропуск транспортных средств, следующих в Южную Осетию и в обратном направлении.
Однако в пятницу на перевальной дороге вновь включили "красный свет": это было сделано для того, чтобы сотрудники противолавинного отряда смогли обстрелять самые "загруженные" лавинные очаги и вызвать принудительный сход снежных масс.
В ночь на субботу перевальную дорогу вновь приоткрыли, чтобы в течение дня привести дорожное полотно в порядок и дать добро на возобновление движения. Этим накануне и воспользовался корреспондент "Российской газеты", сумевший попасть в эпицентр событий и своими глазами посмотреть, как здесь работают люди.
- Необходимая техника - бульдозеры, тяжелые погрузчики, грейдеры, автомобили с бункерами для антигололедных реагентов в необходимом количестве сосредоточена на проблемном участке Транскама, люди работают в круглосуточном режиме, - сообщил "РГ" начальник управления дорог "Северный Кавказ" Гайоз Макиев.
Для водителей и пассажиров, вынужденно коротавших время ожидания перед постом ГИБДД возле поселка Бурон, работал пункт обогрева. Здесь сотрудники республиканского чрезвычайного ведомства предлагают гостям погреться возле "буржуйки" и угощают чаем.
Сворачивать палатку спасатели пока не собираются: лавинная опасность не отменяется, а суровый климат высокогорья может в любую минуту внести неожиданные коррективы в режим функционирования стратегической дороги.
Тем временем
В воскресенье было возобновлено движение и по Военно-Грузинской перевальной дороге, которая также была в последние дни закрыта из-за непогоды.