17.01.2013 13:51
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему воронежцы недовольны услугами мобильной связи

    Почему воронежцы недовольны услугами мобильных оператовров
    Жители Воронежской области довольно активно жалуются на качество оказания услуг связи. При разбирательстве выясняется, что волю операторам люди нередко дают сами - когда подписывают договоры, не читая.

    Нет возражений?

    Чаще всего потребители сталкиваются с недостатком информации об услугах связи. Владельцам стационарных телефонов порой не хватает терпения дозвониться в справочную - компания-монополист создала межрегиональный call-центр, но сотрудников в нем, по всей видимости, маловато.

    - Был случай, когда потребитель все же дозвонился, но бесплатную информацию о тарифах не получил. Другого воронежца в этой организации ввели в заблуждение относительно окончания сроков ремонтных работ, третьему неправомерно выставили счет за выход в интернет, - сообщила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Воронежской области Антонина Алехина. - У прочих операторов связи встречаются ошибки в договорах на предоставление услуг: то дата и место заключения соглашения не проставлены, то нет адреса установки пользовательского оборудования и реквизитов лицензии.

    Частое нарушение - изменение условий договора в одностороннем порядке: то дополнительную платную услугу подключат, то тарифный план или вид тарификации обновят, то деньги, внесенные в счет оплаты одной услуги, "зачтут" по другой строке. Правила оказания услуг подвижной связи определяют, что оператор не менее чем за десять дней до введения новаций на услуги подвижной связи извещает об этом абонентов через СМИ: собственный сайт, радио, газету... Естественно, сведения доходят до ограниченного круга потребителей.

    Оператор связи не вправе навязывать абоненту дополнительные платные опции и обусловливать предоставление одних услуг подвижной связи обязательным оказанием других. Например, один из операторов незаконно подключил своих клиентов к новому сервису - заменив гудок ожидания вызова на мелодии. Спустя месяц за это удовольствие уже нужно было платить, для дезактивации услуги предлагалось либо набрать на телефоне соответствующую команду, либо позвонить в справочную, либо обратиться с письменным заявлением в офис компании.

    - Мы консультируем потребителей, но обычно разрешить спор с оператором можно только при личном обращении в суд, - добавила Антонина Алехина. - И складывается мнение, что пострадавших сдерживает неоправданно долгий срок рассмотрения претензии к оператору связи - "не позднее чем через 60 дней со дня ее регистрации". В договорах с абонентами нередко указано, что претензии могут быть предъявлены в суд только по месту регистрации компании, а не по месту нахождения филиала.

    "Спам" по телефону

    Жалобы на обилие рекламных sms составляют более 40 процентов обращений в воронежское управление ФАС. Согласно федеральному закону о рекламе, абонента обязаны уведомить о порядке рассылки таких сообщений через сети связи.

    Частое нарушение - изменение условий договора в одностороннем порядке

    - Мы требуем от операторов доказательств того, что абонент был проинформирован и действительно согласился получать рекламу по sms, что он в курсе, как прекратить эту рассылку. Увы, в Воронежской области эти компании ссылаются на статью 64 ФЗ "О связи", где сказано, что номера абонентов и данные о них могут предоставить только правоохранительным органам, занимающимся оперативно-розыскной деятельностью. Тем не менее центральному аппарату ФАС удалось наказать нескольких операторов, - рассказал руководитель регионального УФАС Владимир Рохмистров. - Если вас "достали" рассылки, внимательно изучите свой договор об оказании услуг связи, что там сказано о распространении рекламы. Возможно, вы, сами того не желая, подписали согласие на получение таких sms.

    Коротко и неясно

    Отдельная тема - sms с коротких номеров. Схема их рассылки выстроена замысловато. Порой, чтобы "осчастливить" абонента в Черноземье, задействуют мобильные сети где-нибудь в Сибири. Компании поясняют, что можно отключить все рассылки с коротких номеров - но тогда вы перестанете получать и сообщения от своего оператора (например, с тем же уведомлением об изменении тарифа). По словам Рохмистрова, установить фильтры только для sms-рекламы технически возможно, просто операторы не всегда оповещают об этом клиентов.

    - Несомненно, у каждой компании есть недоработки и разногласия с абонентами, но большинство звонков мы принимаем в течение 40 секунд. Если вопрос по телефону решить невозможно, работаем с человеком индивидуально, - сообщила юрист компании-оператора мобильной связи Лина Павлова. - Мы рассылаем sms только в том случае, если абонент поставил "галочку" в соответствующей графе при оформлении договора на обслуживание. Что касается sms-рассылок с коротких номеров, то к нам они отношения не имеют. Этим занимаются контент-провайдеры - зная номерную емкость того или иного оператора связи, можно наобум передать сообщения на все возможные комбинации цифр.

    Оператор подвижной связи не имеет права:

    - брать плату за предоставление детализации счета по всем видам услуг с указанием даты и времени соединений, их продолжительности и абонентских номеров;

    - навязывать абоненту оказание дополнительных услуг связи за отдельную плату, ставя от этого в зависимость оказание иных услуг;

    - совмещать в одном тарифном плане разные методы платежа.

    Поделиться