Анатолий Иксанов: Все творческие планы Сергея Филина будут реализованы

Самая чудовищная новость последних дней - о нападении на Сергея Филина. Неизвестный в маске на автостоянке у дома 9 на Троицкой улице плеснул кислотой ему в лицо. Сергей в больнице, полиция ищет злоумышленников... Совсем недавно он вместе с гендиректором Большого театра Анатолием Иксановым был в гостях у "Российской газеты". И теперь - мы обратились к Анатолию Геннадиевичу.

Что происходит сегодня в театре? Как чувствует себя Сергей?

Анатолий Иксанов:
В театре все в шоке от этого чудовищного преступления. Большинство сходится во мнении, что, конечно, эта история связана с профессиональной деятельностью Сергея. И как бы не пытались некоторые говорить, что есть какие-то другие мотивы, сама логика событий: блокирование его телефонов 31 декабря, вскрытие его сайта, переписки, проколотые колеса его машины за пару дней до чудовищного события - доказывает,  что произошедшее связано с его профессиональной деятельностью. У меня глубокое убеждение, что те преступники, которые организовали  и осуществили это нечеловеческое преступление, безусловно, рассчитывали на то, чтобы посеять панику в балетной труппе и дестабилизировать ситуацию в Большом театре. Но этого не получится! Все творческие планы, которые Сергей задумал, будут реализованы, причем, с его участием. Меня просто поразило мужество этого человека. Когда мы с ним встретились в клинике в присутствии министра культуры Владимира Мединского, Сергей 99 процентов времени говорил о театре, о его творческих перспективах. Причем говорил, ориентируясь только по слуху на нас, потому что по своему состоянию не мог нас видеть. Это очень мужественный человек, и сейчас я ему предложил выбрать исполняющего обязанности худрука на время с тем, чтобы помочь ему продолжать работу. Это очень важно для Сергея, потому что работа дает ему дополнительные  жизненные силы.

Что происходит сейчас внутри театра, какая атмосфера в труппе?

Анатолий Иксанов: Все подавлены этой историей. Конечно, такой стресс не проходит сразу, и  на это, думаю, тоже было расчет. Но своим коллегам и артистам балета я говорю, что, относясь к Сергею с уважением и любовью, мы должны создать для него психологически хороший климат, нужно очень много работать, пытаться реализовать его планы. Сейчас у нас идут репетиции сразу двух балетов: "Баядерка” в новых декорациях, и команда Матса Эка работает над балетом "Квартира”. Кроме того, идут спектакли текущего репертуара. Нам нельзя расслабляться, и артисты с пониманием относятся к этому, стараются все.

В этом сезоне у балетной труппы крупные гастроли в Лондоне и Австралии, серьезный проект - фестиваль  "Весны священной”.  Детали этих планов не изменятся?

Анатолий Иксанов: Мы получаем огромное количество писем и звонков от наших партнеров из-за рубежа, от хореографов, с которыми сотрудничаем,  и все подтверждают свое участие в этих проектах, переживают за Сергея. Все говорят, что считают своим долгом выполнить то, о чем они договаривались с Сергеем. Поэтому все, что связано с нашими творческими контактами, с гастролями, с приглашенными хореографами,  будет реализовано. Сергей будет постоянно в курсе дела. К нему сейчас ездят сотрудники канцелярии Большого театра.

Прогнозов по срокам лечения и восстановления Сергея Филина пока нет?

Анатолий Иксанов: Врачи пока не могут сказать, но мы все надеемся, что Сергей  человек молодой - ему 42 года,  организм у него крепкий, и это позволит ему справиться с недугом. То, что период  восстановления будет длительным,  всем понятно. Поначалу мы думали, что основная проблема - это ожоги лица и шеи, но, когда собрался консилиум врачей, выяснилось, что главная проблема - это глаза. В результате мы  отложили  поездку в бельгийскую клинику, потому что необходимо было срочно провести операцию на глаза. Ее провели немедленно,  буквально через час после консилиума.

В каком контакте вы сегодня Сергеем?

Анатолий Иксанов: Я ездил к нему. Сейчас в основном разговариваю с Машей, его супругой. Но мы с Сергеем достаточно подробно поговорили, и я пытаюсь делать то, о чем он меня просил с точки зрения организационной и творческой. В ежедневном режиме я в контакте и с врачами. Главный врач нашей поликлиники начинает свою работу с того, что в 8 утра едет в клинику, беседует с врачами, встречается с Сергеем, потом докладывает мне. Конечно, переживают все. И в ту страшную ночь артисты приехали к клинике. Все рвутся к нему, хотят его видеть, разговаривать. Но сейчас нельзя этого делать: из-за риска занести инфекцию и чтобы не тревожить Сергея, не мешать врачам. Все контакты сейчас идут через жену и сестру Сергея, которые находятся рядом с ним.

Намеченный временно исполняющий обязанности худрука балетной труппы вот-вот будет объявлен?

Анатолий Иксанов: Да, но я должен получить его согласие. Ему предстоит огромная работа, естественно, в полном контакте с Сергеем: лондонские, австралийские гастроли, подготовка к премьерам. Уже на днях, 24 января у нас "Баядерка”,  в марте - "Квартира", большой фестиваль к 100-летию "Весны священной”, который Сергей  активно готовил. Этот сезон очень мощный и очень напряженный, потому что мы работаем теперь на двух площадках: это и переносы спектаклей с Новой сцены на историческую,  и новые постановки, и гастрольная деятельность. Конечно, планов у Сергея огромное количество: у него в "гроссбухе” расписан каждый день. И очень тяжело для нас всех то, что случилось: в день  трагедии мы с Сергеем  в 11 утра   подробно поработали со всеми текущими планами, и в конце он сказал: "У меня ощущение, что в последние две-три недели я нахожусь на линии фронта”. Я ответил: "Сергей, не знаю, успокою ли тебя, но я в этой ситуации живу уже два года”. Постоянные нападки, организованные наезды на театр - все это началось в преддверии открытия исторического здания. Видимо, появились люди, которые захотели возглавить Большой театр после реконструкции и поставили задачу дискредитации руководства театра. Сначала действовали против меня, а потом переключились и на Сергея, как на моего партнера и близкого по работе человека: мы вместе продумываем творческие планы, вместе их реализовываем.

Кто за этим стоит - активно дискутируется. Называются и персоны внутри Большого театра.

Анатолий Иксанов: Но я уверен, что к этой акции Николай Цискаридзе никакого отношения не имеет. Хотя сама атмосфера - травли, его атак на Большой театр, непрерывное обливание театра грязью, и при этом - безнаказанность  его деяний - все это, конечно, привело и к некой безнаказанности атак на Сергея. Но почерк в этой истории один и тот же: вскрытие сайта, переписки. То же самое было с Яниным. Кто здесь мог включиться, не знаю: какой-то психопат.

Что говорят врачи

Сергей Филин был госпитализирован с ожогами лица, головы и глаз третьей степени. Сейчас врачи оценивают его состояние как удовлетворительное, но считают, что на восстановление здоровья ему потребуется не менее полугода. Рядом с ним находится его мама, жена, в клинике уже побывали многие артисты балета и руководство Большого театра.

Лечат Сергея Филина в городской клинической больнице №36. Адрес не  случайный. Больница - одна из  старейших в России. Она -  ведущее учреждение в системе медицины катастроф. В нее везут пострадавших в технических авариях, взрывах, при пожарах, террористических  актах,  случившихся не  только в Москве,  но и за ее пределами. Ситуацию с  Сергеем Филиным комментирует руководитель Департамента  здравоохранения  Москвы, член-корреспондент РАМН Георгий Голухов:

- Возможности московского здравоохранения в кооперации  с  федеральными медицинскими  центрами  абсолютно  достаточны,  чтобы  на мировом уровне сделать  максимально все для возвращения  Сергея  Филина к нормальной  работоспособности. Специалисты  36-й  больницы  работают  вместе со специалистами Института глазных  болезней  имени Гельмгольца. Все необходимые лекарства,  оборудование на европейском  уровне. И это не специально  срочно завезено, поставлено в 36-ю. Это  здесь всегда  в наличии.  Мы  надеемся, что  лечение,  восстановление  Сергея  Филина  пройдет  успешно. Но это произойдет не  сразу,  не  вдруг.  Требуется  время.

Ирина Краснопольская

Кстати

За что и как мстят в театре

Станиславский

В 1923 году Константин Сергеевич Станиславский пострадал от клеветы. Новые театральные деятели в революционном порыве призывали "сбросить с корабля истории" все устоявшееся и академическое, чтобы расчистить дорогу продвинутому и авангардному. Сам по себе порыв чем-то напоминает о днях сегодняшних, но мы сейчас не о том. Как бороться с Мастером? Испытанный способ: очернить, подтасовать. Осенью 23-го года в сатирическом журнале "Крокодил" появилась обидная карикатура на Станиславского, изображавшая его зарвавшимся буржуем, ненавидящим рабочий класс. И подпись: "Режиссер Московского Художественного театра К. С. Станиславский заявил американским журналистам: "Какой это был ужас, когда рабочие врывались в театр в грязной одежде, непричесанные, неумытые, в грязных сапогах, требуя играть революционные вещи"… Мало того, что это была ложь, - фактически тут и донос "рабоче-крестьянской" власти. Спросите, зачем? А в "творческих" спорах многие никогда ничем не брезговали.

Эфрос

В 1984 году власти лишили бывшего руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова советского гражданства, во главе театра встал Анатолий Эфрос. Режиссер он был уважаемый и почитаемый, но большая часть труппы была в ярости и вымещала обиду за Любимова на Эфросе. Мстить старались исподтишка: режиссеру резали бритвой дубленку в гардеробе театра, прокалывали шины его автомобиля на театральной стоянке и даже подпирали входную дверь его квартиры колом, дабы он не смог выйти из дома и приехать вовремя на репетицию. Спросите, чего добились? У Эфроса сердце не выдержало. Ирония судьбы в том, что позже, когда Любимов вернулся, тот же коллектив перегрызся и раскололся. А спустя годы, уже в новом веке - "съел" и Любимова.

Записала Анастасия Кейзерова

Фоторепортаж