"Скажи-ка, дядя, ведь недаром?.." Владимир Александрович, вам ли не знать, что, отвечая на этот вопрос, не одно поколение россиян сломало копья в спорах? Каково ваше мнение на этот счет? И вообще, какие еще секреты Отечественной войны 1812 года нам предстоит открыть?
Владимир Преснов: На дворе такое время, что для некоторых и стихотворение Лермонтова "Бородино" - это уже открытие. Увы. А если серьезно, то для специалистов, конечно, уже нет белых пятен в истории нашествия Наполеона. Общая картина ясна, сегодня историки спорят о нюансах, деталях, интерпретируя так или иначе уже известные факты. Что было бы, не отдай Кутузов Москву на разграбление Наполеону? Знаете, историкам не интересно сослагательное наклонение, а интересен свершившийся факт. Можно рассуждать о роли Александра I, Барклая де Толли и других персонажей. Говорить о том, спонтанно ли Кутузов надумал оставить Москву или это было частью его стратегического плана…
А вы как считаете?
Владимир Преснов: Некоторые документы и письма фельдмаршала позволяют нам думать, что план дальнейшего отступления в глубь России существовал в его голове и что главнокомандующий всячески противился открытому столкновению с французами, испытывая при этом огромное давление со стороны московских ура-патриотов. А уже после Бородина сдача столицы вытекала из логики сложившейся ситуации. Да, решение выглядело неожиданным и даже экзотичным, в духе античной мифологии. По крайней мере, для Европы того времени оно было настолько парадоксальным, что тамошние газеты писали о сдаче Москвы как о великой жертве и даже подвиге русских, решивших сдать и сжечь древнюю столицу ради сохранения независимости.
Наполеон был огорчен…
Владимир Преснов: Конечно, он ждал совершенно другого приема и сильно расстроился, а возможно, и понял: это начало конца.
Насколько адекватно россияне отметили недавнее 200-летие победы над Наполеоном? В начале сентября я объехал несколько боевых памятных мест Подмосковья - Тарутино, Малоярославец, Можайск, Бородино… И хотя уже на следующий день было намечено масштабное шоу на Бородинском поле, многие памятники окружали строительные леса, работы не велись. Особенно ужасно в день празднования юбилея, 7 сентября, выглядел бюст фельдмаршала Кутузова в Малоярославце, изгаженный отходами жизнедеятельности пернатых… Мне показалось, что российские власти легкомысленно подошли к этой дате?
Владимир Преснов: Существовало несколько программ празднования юбилея - федеральная и московская. Мы - музей московского подчинения и действовали в соответствии с этой программой, хотя, естественно, принимали участие и в федеральных мероприятиях. Что касается Москвы, мне грех жаловаться. Подготовка к юбилею началась загодя. Уже в 2010 году начали выделяться средства из городского бюджета на масштабную реставрацию полотна панорамы и создание новой основной экспозиции музея-панорамы. Все запланированное нами было сделано. Кто-то не успел. На мой взгляд, очень затягивали работу конкурсы, которые мы в соответствии с законодательством обязаны были проводить, чтобы определить исполнителей. Конечно, всегда хочется, чтобы к нужной дате все было закончено в срок. Редко кому это удается. Однако и после юбилейных торжеств работы продолжаются. Думаю, они будут выполнены качественно. И все же, несмотря на недочеты, юбилей прошел очень достойно. Для нас, например, главный показатель - посетители. А их количество в прошлом году увеличилось в разы! К кассам выстраиваются большие очереди, которые, кстати, напомнили мне те, что были в 1962 году, когда на Кутузовском открылась наша обновленная панорама. Это означает, что в обществе имеется большой интерес и к музею, и к истории Отечества.
Напомним читателям: музей-панорама впервые распахнул двери на Чистых прудах в 1912 году, но в начале 1918-го большевики его закрыли... После революции были снесены и другие памятники Бородина… Лишь в 1962-м, к 150-летию войны, панорама была открыта вновь. Как вы думаете, почему большевики на несколько десятилетий предали забвению эту героическую страницу русской истории?
Владимир Преснов: Панорама была закрыта по чисто прагматическим причинам. Рядом со зданием в 1918 году располагался аптечный склад Красной армии, и однажды его руководитель пожаловался, дескать, со складом соседствует "непонятное" деревянное здание, очень пожароопасное, и неплохо бы его снести.
Панораму ликвидировали, а гигантское полотно намотали на вал и надолго о нем забыли. Оно не хранилось, а буквально валялось несколько десятилетий на разных складах столицы. До нас дошла докладная одного из служителей полуразрушенного Миусского собора, где на тот момент складировали знаменитое полотно. Это жалоба властям о том, что пришли некие люди в шляпах, с портфелями и приказали… сдирать краску с картины. Им понадобилась основа - отличное бельгийское полотно, которое пригодится в "народном хозяйстве" и для других коммерческих нужд. К счастью, служитель не стал выполнять этот приказ.
Следует, однако, помнить, что тогда имел место своеобразный взгляд на войну 1812 года - как на столкновение отсталой крепостнической России с просвещенной Европой на деньги Англии. Он в корне меняется лишь к концу 30-х годов, когда пришло понимание того, что без героических страниц истории, без имен героев прошлого, государство не может достойно существовать и развиваться. С этого времени начинается и возрождение всей российской исторической науки.
Известно, что деньги на создание панорамы в 1912 году дало военное ведомство России. А кто платит, тот и музыку заказывает. Насколько силен был диктат военных на художника и насколько достоверно изобразил Франц Рубо ход Бородинской битвы?
Владимир Преснов: Панорама создавалась к 100-летнему юбилею Отечественной войны, планировалось множество различных мероприятий, включая открытие панорамы. Было заказано полотно и началось строительство, к сожалению, деревянного здания на Чистых прудах. Да, военное ведомство выступало заказчиком, но пригласило лучшего на тот момент художника-баталиста Франца Рубо, посулив ему определенную свободу творчества…
Франц Рубо был французом, хотя и родился в Одессе, и мог из патриотических чувств поддаться соблазну сместить акценты...
Владимир Преснов: Рубо считал себя русским художником, а Россию - своей родиной, которую по-настоящему любил. До Бородина он написал не одно полотно, посвященное славе русского оружия, и ни разу не был замечен в конъюнктурных настроениях. Хотя Рубо любил еще и Германию, он окончил Баварскую академию живописи, а Бородинскую панораму писал в Мюнхене. Да, сюжет картины не раз менялся, и, конечно, одной из причин были пожелания военного ведомства. Но они носили не стратегический характер, а скорее тактический: какой полк и где изобразить и т.д. Разумеется, мы не должны относиться к изображению на полотне как к историческому документу, это произведение искусства. Свою задачу художник видел в том, чтобы показать динамику действа, передать весь драматизм 15-часового жестокого боя. Бесспорно, профессиональный военный при желании найдет неточности и нестыковки и с полным правом может сказать: так не могло быть. Кстати, мы не раз слышали такие обвинения. Бесспорно, однако, и то, что если достоверно изобразить бой, это будет сплошная завеса из порохового дыма. Я не стану утверждать, что художник имел абсолютную свободу при создании столь масштабного полотна, находилось множество желающих "подсказать", как надо "правильно" рисовать то и это. Но Рубо упорно гнул свою правду и делал все, что подсказывало ему чутье художника.
После окончания работы Франц Рубо долго и сильно болел…
Владимир Преснов: Да, сил работе было отдано немало, и нужно помнить, что финансирование было отвратительным. Рубо создавал полотно практически на собственные деньги, отказывая себе в самом необходимом. В одном из писем он сообщает, что готов продать собственный дом, чтобы выполнить обещание, данное государю, и закончить работу в срок. Экономя на всем, он вынужден был уволить не только обслугу в доме, но и многих своих помощников, у него отключают отопление за неуплату…
Люди порой противоположно интерпретируют одни и те же факты. В одной многотиражной газете, выходящей в Беларуси, я недавно прочитал мнение, будто для белорусов война 1812 года была не Отечественной, а Гражданской, поскольку воевали белорусы по разные стороны баррикад. Это не единичное подобное высказывание. Некоторые авторы пытаются откреститься от этой "русской" войны и едва ли не обвинить в ней россиян. Как вы прокомментируете?
Владимир Преснов: Сегодня можно прочитать все что угодно, особенно в Интернете. Часто написанное прекрасно иллюстрирует уровень образования автора. Люди доверяют написанному, вместо того чтобы раскрыть учебник истории. В нем написано: в конце XVIII века после раздела Польши земли, на которых сейчас расположена Беларусь, отошли к России. То есть понятие "государство Беларусь" по отношению к тому периоду истории можно считать достаточно условным...
Как и Доминика Радзивилла, полковника войска польского и адъютанта Наполеона, - белорусом…
Владимир Преснов: Напомню также, что земли нынешней территории Беларуси перешли к России в конце XVIII века. На начало XIX века территория Беларуси условно делилась на западную, пребывающую под мощным влиянием польской шляхты, и восточную, православную, симпатизирующую России. Да, имели место отдельные стычки крестьян, жаждущих вольную, с властями. Они не носили массового характера, и попытки Наполеона получить от этого определенные дивиденды не имели успеха. По большому счету термин "Гражданская война" наделен совершенно конкретным понятием, не имеющим ничего общего с тем, что происходило на территории Беларуси в годы нашествия Наполеона.
Как сегодня французы оценивают поход Наполеона на Москву?
Владимир Преснов: У каждого народа своя гордость. Современные французские историки, да и просто обыватели, посещавшие наш музей, порой довольно иронично отзываются и о Наполеоне, и о его походе, им, по сути, все равно, что произошло в 1812-м. Многие говорят о кампании как о незначительной. В трудах достаточно серьезных французских историков, биографов Наполеона его походу в Россию уделяется не больше десяти страниц. История - это, конечно, наука, но ее легко превратить в идеологию. Ведь и у нас совсем недавно был такой период, когда все вроде бы забыли, что Кутузов - это князь, фельдмаршал. Его превратили в предводителя простого русского народа, поднявшегося на войну с завоевателем.
Как вы считаете, куда все же Наполеон спрятал золото и прочие богатства, вывезенные из Москвы? Утопил в Березине? Довез до Парижа? Будут ли они когда-нибудь найдены?
Владимир Преснов: К нам иногда приходят люди, которые предлагают спонсировать поиски этих богатств. Но погоня за древними кладами - не наш профиль. А версий существует огромное множество, вплоть до экзотических. Например, золото у французов отбили донские казаки и тайно увезли на Дон, где оно и осело. Некоторые исследователи этим объясняют определенный экономический расцвет донского казачества в середине XIX века. Как было на самом деле - никто не знает. По крайней мере, я сомневаюсь, что Наполеону удалось довезти трофей до Парижа.
Скажите, вас не коробят этикетки на винно-водочных изделиях: "Кутузов", "Бородино", "Багратион"?
Владимир Преснов: С одной стороны, конечно, бренды эти свободны и никто из потомков героев войны 1812 года на них не претендует. Но я считаю неправильным, если бизнесмен добровольно не отчисляет часть дохода от использования героических имен, скажем, на укрепление памяти о тех событиях. Пожалуй, единственный раз у нас были отношения с молдавским заводом, решившим назвать элитный 50-летний коньяк именем Петра Христиановича Витгенштейна, русского фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года. Прошли официальные переговоры с потомками князя, и бренд был официально зарегистрирован.
На ваш взгляд, достаточно ли сегодня россияне знают о войне 1812 года, особенно молодежь?
Владимир Преснов: Я уже говорил, что прошлогодний юбилей серьезно подстегнул интерес к событиям 200-летней давности. И все же, на мой взгляд, уровень знаний молодежи об истории России серьезно опустился. В лучшем случае знания поверхностные. Отсутствие знаний - сплошь и рядом. Мы все же лелеем надежду, что после похода в наш музей хотя бы у половины посетителей просыпается интерес к истории родного Отечества и увиденное подвигает их к поиску других источников информации. Без гордости за свою Родину, за ее историю, героев не живет ни одна нация. А если начать соглашаться с тем, что главный победитель в России - это пресловутый "генерал мороз", это ни к чему хорошему не приведет, и мы сами себя перестанем уважать.
Многие считают, что война 1812 года - это знаменитый роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир", хотя сам писатель весьма скептически относился к своему произведению…
Владимир Преснов: С этим мы сталкиваемся ежедневно. Люди требуют показать Болконского, Безухова и поручика Ржевского, требуют разъяснить, почему прочитанное не состыкуется с увиденным в нашем музее, и даже винят нас в этом... Но это не самые плохие гости, они, по крайне мере, читали роман. Хуже, когда в школе считают и надеются, что приведут к нам детей, проведут они в панораме три часа, и этого достаточно. Это далеко не так.
И еще такой вопрос. Разъясните, Владимир Александрович, как, допустим, всем классом попасть на экскурсию в ваш музей?
Владимир Преснов: Нужно прислать нам заявку, желательно со школьной печатью и на бланке.
К чему такие формальности?
Владимир Преснов: Можно оставить заявку и по телефону. Но дело в том, что мы в последнее время столкнулись с довольно неприятной для нас практикой. Некоторые турфирмы под видом школ выкупают у нас задолго вперед коллективные экскурсии, а потом втридорога перепродают их школам, вызывая ненужный ажиотаж. В результате уже сегодня выкуплены все групповые билеты на несколько месяцев вперед. Это отнюдь не означает, что в наш музей невозможно попасть. Вы можете посетить его индивидуально, со своей семьей. Мы всегда найдем возможность сделать ваше пребывание в музее интересным и комфортным.
К слову
На Ярославском судостроительном заводе торжественно заложен очередной десантный катер так называемого "проекта 21820". Кстати, головной катер проекта был назван "Атаман Платов" - в честь героя войны 1812 года. Приказом главнокомандующего ВМФ заложенным на стапели катерам дали имена "Денис Давыдов", "Лейтенант Римский-Корсаков" и "Мичман Лермонтов".