Ажурными металлическими конструкциями выше человеческого роста жильцы многоквартирных домов стремятся отгородиться от бомжей и тусующейся молодежи. А шлагбаумами - закрыть путь во дворы чужим автомобилям. Ограждения умудряются ставить даже там, где есть сквозные проходы.
Каждое здание, будь то жилое или административное, желает "застолбить" свой кусок территории. При этом возникают конфликты: если жильцы ратуют за тишину, то владельцам офисов и магазинов важнее парковки и места для выгрузки товара.
Дом на проспекте Ленина, 48 по советским меркам - элитное жилье. Пятиэтажка на 247 квартир, построенная в виде буквы П, находится в двух шагах от оперного театра. На первом этаже расположен Центральный гастроном - достопримечательность 80-х. Сегодня от былого величия не осталось и следа. Куча маленьких магазинов, ресторан, два кафе, парикмахерская. Делить территорию жильцам приходится не только с 14 арендаторами помещений в своем доме, но и с крупными организациями в близлежащих зданиях.
- Наш двор можно в книгу рекордов заносить по числу шлагбаумов. Наверное, скоро светофоры будут ставить, - иронизирует жительница дома Наталья Подкорытова.
Первым, по ее словам, отгородился оператор связи. Организовал себе стоянку во дворе, вырубив часть деревьев, и смонтировал шлагбаумы. Благо, удалось договориться, чтобы вечером стрелу поднимали и жильцы могли пользоваться парковкой. Банк пошел дальше и установил шлагбаумы со стороны улицы Луначарского. Въехать и выехать через них могут только клиенты и сотрудники учреждения, других охрана не пропускает.
- Как можно перегородить проезд, на который наложен публичный сервитут (право пользования в интересах неограниченного числа лиц. - Прим. ред.)? - возмущается Елена Колесова, председатель совета дома. - Позиция банка: пишите куда хотите, будем пропускать только спецмашины. Но, к примеру, кран, который мусор с кровли после ремонта снимает, с их точки зрения, - не спецмашина. Мусоровоз к нам может попасть лишь в 6 утра, потому что офисы работают с 8.00.
Как уверяют жильцы, установку шлагбаумов никто с ними не согласовывал. Да и вообще они сомневаются в правомочности действий коммерческих структур. По данным граждан, тот же банк просто арендует здание бывшей столовой оборонного предприятия, а постановлением главы города от 2001 года, которое до сих пор не отменено, земельный участок на Ленина, 48 предоставлен Центральному гастроному в аренду, а владельцам жилых помещений - в пользование.
На запрос "РГ" в Кадастровую палату по Свердловской области пришел ответ: участок с кадастровым № 66:41:0601004:2 был поставлен на учет 20.11.2002 со следующими характеристиками: местоположение - Екатеринбург, пр. Ленина, 48; категория - земли населенных пунктов; разрешенное использование - многоэтажная ведомственная застройка; площадь - 16 490 кв. м. Сведения о правах отсутствовали (то есть участок находился в "госсобственности" и не был закреплен за конкретным лицом). Границы не устанавливались. Сняли его с учета 02.08.2012 года, потому что изменилось законодательство. До 1 марта 2008 года существовало понятие "земельный участок госсобственности". Затем появился закон "О государственном кадастре недвижимости", и порядок государственного кадастрового учета стал иным. "Земельные участки госсобственности" сегодня рассматриваются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Представляете, вы много лет живете здесь, ходите по этим дорожкам, а вам говорят: нет у вас придомовой территории, снята с учета. Уведомление о проведении общественных слушаний по нашему дому администрация города нам отправила с опозданием, в результате мы узнали об этом через три дня после того, как событие состоялось. Мне кажется, все было сделано сознательно. Не исключено, что ради очередной точечной застройки, - считает Елена Колесова.
В пику коммерсантам жильцы установили в арках ворота и калитку с видеонаблюдением. А также обратились в прокуратуру и суд - оспаривают законность снятия участка с кадастрового учета. Из надзорной инстанции ответа они так и не получили, а судебный процесс выиграли, но ответчики намерены обжаловать решение первой инстанции.
Александр Ионкин, главный специалист Главархитектуры Екатеринбурга:
- Работы по межеванию участка под домом на Ленина, 48 запланированы на этот год. Участок был рассмотрен на общественных слушаниях на основании постановления администрации города от 15 июня 2012 г. , информация размещалась в газете "Вечерний Екатеринбург" и на официальном сайте. Оператором связи заявка на участие в слушаниях подавалась, а жильцами, по всей видимости, нет. Проект межевания квартала разрабатывался с учетом фактического пользования и существующего благоустройства территории. В интересах жителей дома и смежных землепользователей на проезд со стороны улицы Луначарского был наложен публичный сервитут. Устанавливать там шлагбаумы и не пускать кого-то сотрудники банка не имеют права.
В СССР все было общее, и никто не обращал внимания, как размещены объекты благоустройства. Сегодня, когда надо формировать участки согласно законодательству, люди вынуждены договариваться с соседями. С одной стороны, похвально желание огородиться и благоустроить двор. С другой - не обернется ли такая безопасность против самих себя в случае ЧП?
Елена Миклина, юрист юрфирмы "Юрлига":
- По п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ наложить ограничения на использование участка под многоквартирным домом вправе только общее собрание собственников помещений, причем "за" должно быть не менее двух третей голосов. До формирования участка монтаж ограждения является административным правонарушением (ст. 7.1 КОАП), а земля считается собственностью муниципалитета. По смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 ЖК РФ город не вправе распоряжаться ею в той части, в которой должен быть сформирован участок под домом. В свою очередь, собственники помещений вправе владеть участком лишь в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации общего имущества (пределы полномочий очерчены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В силу статьи 305 ГК РФ они имеют право на защиту своего владения, в том числе от действий (бездействия) собственника земли по формированию участка, обратившись в суд с иском об установлении границ.