Социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru смоделировали такую ситуацию в ходе очередного опроса. Они попросили респондентов ответить на прямой вопрос: "Представьте ситуацию: вы узнали, что коллега сливает информацию конкурентам. Расскажете начальству?" И полюбовались разнообразием мнений.
Чисто гипотетически сделать такое сообщение предписывает и мораль, и ст. 21 Трудового кодекса РФ, где в главе "Трудовые отношения" работнику предписывается "незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества)" (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). Но на деле все оказывается куда сложнее исключительно из-за моральных нюансов.
Судя по результатам опроса, прямиком в кабинет начальства отправится сообщать о "сливе" (читай - краже) важных данных ровно половина наших сограждан (опрос проводился среди активных работающих россиян - пользователей интернета и посетителей данного портала). У них есть четкая логика: "Подобные действия коллеги - это нарушение профессиональной этики"; "Компания - единый организм, и все ее составляющие должны работать на общее благо, а от паразитов нужно избавляться"; "Так как это называется предательством"; "Командная работа предательства не терпит. Предав единожды, предаст еще не раз", - поясняли свою позицию опрошенные.
Упоминали респонденты и о том, что радеют они не только об общем благе, но и о собственном: утечка данных может ударить по финансовому положению компании, а значит, и по их кошельку, поэтому оставлять подобное поведение коллеги без внимания недопустимо: "Это касается нашего общего заработка"; "Это может негативно повлиять на работу фирмы (снижение доходов или закрытие) и, соответственно, на мою зарплату".
Выяснилось, что наиболее принципиальны в этом вопросе те респонденты, которым и правда есть что терять из-за краха фирмы, - люди с ежемесячным доходом свыше 45 тысяч рублей (56 процентов ответов "да" в этой группе).
Меньше других склонны "покрывать" недобросовестных коллег и люди от 45 лет и старше (56 процентов). Молодежь гораздо более снисходительна, в этой группе доведут негативную информацию до сведения шефа лишь 42 процента.
14 процентов россиян ничего рассказывать начальнику не станут. Многие из них, правда, попытаются и решить проблему, и не прослыть "доносчиком" - попытаются разобраться самостоятельно без привлечения вышестоящей инстанции или персоны: "Поинтересуюсь у коллеги, зачем он это делает. И выскажу свое мнение по данному поводу"; "Жестко и основательно с ним поговорю!"; "Буду решать вопрос самостоятельно. Если не получится, то скажу начальнику"; "Привык разбираться сначала сам. Все зависит от того, насколько ценная информация была передана конкуренту. В этом надо разобраться и по результатам уже можно проинформировать руководство".
Больше всего тех, кто проигнорирует недостойный поступок коллеги, нашлось среди опрошенных, зарабатывающих от 25 до 35 тысяч рублей ежемесячно (18 процентов). Не так уж, видимо, они дорожат "интересами фирмы", которая платит им не от щедрот своих, а по минимуму. Отношения с коллегами и собственное спокойствие им куда дороже. Их хата (кабинет) с краю. Интересно, что среди самых низкооплачиваемых работников (до 25 тысяч) принципиальных снова больше: 47 процентов. Уборщица тоже может быть патриотом фирмы. Не зря лазутчиков ловили жители приграничных деревень, о чем потом даже песни слагали (помните знаменитую "Песню о коричневой пуговке", оторвавшейся с кармана шпиона и найденной пионером Алешкой? "За маленькую пуговку ему большой почет").
Затруднились с ответом более трети россиян (36 процентов). Им в случае подобной ситуации предстоит долгая борьба с собой, сомнения и тягостные раздумья. Чаще подобные колебания свойственны женщинам (40 процентов против 34 процентов среди мужчин). "Спорная ситуация. С профессиональной точки зрения - да, нужно рассказать, с моральной - подло сдавать своего коллегу"; "Прежде чем "стучать", необходимо убедиться в том, что я правильно поняла увиденное мною, а потом поговорить с самим работником"; "Зависит от того, насколько начальство хорошо ко мне относится, хорошо ли мне работается в данной компании. Если мне нравится работать в этой фирме, я буду заинтересована в ее благополучии и, вероятно, расскажу. Если же я в силу обстоятельств терплю это место (ради опыта, денег и т.п.), а отношение ко мне - не как к члену команды, а как к расходному материалу, то и проблемы фирмы будут мне безразличны"; "Зависит от климата в коллективе (отношения и к коллеге, и к начальству). Если здоровый коллектив - расскажу. А если начальство играет в свои игры - поговорю с коллегой, а там видно будет", - рассуждали они.
Итоги опроса социологам комментировать было довольно сложно: мнения разделились пятьдесят на пятьдесят. То ли стакан наполовину полон, то ли наполовину пуст. То ли мы честные, то ли аморальные, то ли патриоты своих фирм, то ли связаны меж собой круговой порукой - поди разбери.
Видимо, дьявол все-таки прячется в подробностях. Лучше не проверять и не будить лихо.