Это составит 21 процент от общей суммы, которую направят на капремонты на Среднем Урале. 64 процента придется на долю областного и муниципального бюджетов. Остальные средства вложат собственники жилья. Причем, если в прошлом году владельцам квартир требовалось оплатить пять процентов от общей стоимости ремонта, то в текущем "проходной балл" для включения в программу составляет 15 процентов. В дальнейшем доля финансирования со стороны Фонда будет падать - его средства в основном направят на переселение людей из аварийного жилья. Одновременно продолжится рост доли жителей. Готовность собственников к увеличению личных трат на капитальный ремонт общедомового имущества - один из главных критериев отбора участников региональной адресной программы.
Эти критерии на днях были утверждены постановлением областного правительства. Определенные требования предъявляются как к муниципалитетам, так и к отдельным многоквартирным домам (МКД). Региональное министерство энергетики и ЖКХ составляет своего рода рейтинг: в самых нижних строчках по умолчанию стоят новые, то есть наименее нуждающиеся в ремонте жилые дома. Самые высокие баллы получают здания, чей возраст перевалил за 50 лет, и дома со степенью износа более 50 процентов. Однако наиболее заметно продвинуть свой дом вверх вправе опять-таки сами жильцы, приложив определенные усилия.
Во-первых, один из основных критериев отбора, который будет учитываться конкурсной комиссией, - стопроцентное оснащение всех квартир индивидуальными приборами учета. Более того, если общее собрание жильцов, принимая решение об объеме ремонтных работ, решает включить в смету установку общедомовых узлов учета энергоресурсов, это добавляет дому баллов в рейтинге, а значит, увеличивает и шанс попасть в программу. Во-вторых, баллы накидывают за отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг. Максимальная оценка дается, если собираемость платежей составляет не менее 95 процентов.
Особые требования предъявляются и к городам, желающим поучаствовать в программе. В ФЗ-185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" прописаны достаточно жесткие условия: наличие в муниципальном образовании программы комплексного развития и схем тепло-, газо- и водоснабжения, графика снижения задолженностей за топливно-энергетические ресурсы, высокий процент домов с общедомовыми приборами учета.
- Муниципалитеты, которые выполняют эти условия, проводят отбор многоквартирных домов и подают заявку нам, в областное министерство энергетики и ЖКХ, где будет произведено распределение средств, выделенных фондом, - рассказал глава ведомства Николай Смирнов. - Однако сегодня требования ФЗ-185 выполнили менее половины муниципалитетов Свердловской области.
Любопытно, что среди тех, кто отвечает критериям Фонда, не только областные лидеры социально-экономического развития (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский), но и небольшие города и населенные пункты: Верхние Серги, Обуховское сельское поселение и другие.
В ближайшее время жители домов, нуждающихся в ремонте, должны провести общие собрания и подать заявки в муниципалитеты. Те, в свою очередь, - до 1 марта "застолбить место" в региональной программе. После этого областная заявка будет направлена в Фонд содействия реформированию ЖКХ, где пройдет тщательную проверку. Николай Смирнов отметил, что в прошлом году пакет направленных в Фонд документов весил 270 килограммов.
По оценке регионального министерства энергетики и ЖКХ, 73 процента из 112 миллионов квадратных метров жилья в Свердловской области сегодня нуждается в ремонте. Исключение составляют ветхие и аварийные дома, вкладывать средства в ремонт которых уже нецелесообразно (12 процентов), и новостройки (15 процентов). Всего в капитальный ремонт необходимо вложить более 300 миллиардов рублей.
Между тем с 2014 года схема финансирования капитальных ремонтов изменится. В конце прошлого года в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым основное финансовое бремя ляжет на региональные целевые фонды, сформированные из взносов собственников квартир.
- Есть несколько способов формирования такого фонда, - говорит Елена Николаева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. - Это может быть как номинальный счет многоквартирного дома, так и специально созданный региональный "общий котел". Право выбора остается за собственниками.
В первом случае хозяева квартир в течение нескольких лет могут копить деньги исключительно для нужд своего дома и по решению общего собрания направлять их на финансирование необходимых работ - например, на ремонт кровли, утепление фасадов или замену коммуникаций. По сути, деньги на капитальный ремонт управляющие компании сегодня собирают с жильцов именно по этой схеме. По оценке экспертов, такой вариант больше подходит для новых домов, не требующих срочных вложений.
Другой подход - накопление средств через регионального оператора, которые должны появиться во всех субъектах Федерации к 1 января будущего года. Эта схема будет работать по умолчанию, если собственники не примут решения, как именно распоряжаться "ремонтными" деньгами.
- При таком варианте возможно взаимное кредитование: скажем, если ремонт системы отопления дому потребуется только через 20 лет, средства его жителей могут быть переброшены туда, где он необходим раньше. Затраченные суммы компенсируются за счет остальных текущих платежей, - поясняет Николай Смирнов.
Сегодня жители области платят за капремонт от 1,27 до 6 рублей за квадратный метр. По прогнозам, после создания регионального оператора взносы если и вырастут, то незначительно. "Те суммы, которые сейчас установлены, например, в Екатеринбурге, достаточны для того, чтобы аккумулировать средства для капитального ремонта", - отмечают в региональном министерстве.
Власти обещают, что расходование средств регионального фонда будет находиться под неусыпным многоуровневым контролем. Однако собственники жилья уже забеспокоились: такая схема "взаимовыручки", да еще растянутая во времени на десятки лет, вызывает массу вопросов, четких ответов на которые пока нет. Впрочем, в течение ближайших месяцев должны выйти подзаконные акты на федеральном и региональном уровнях. По экспертным оценкам, для того чтобы регламентировать деятельность региональных операторов, в том числе размер ежемесячной платы собственников за капремонт, нужно принять 16-17 областных законов.
А как у соседей
В Челябинской области в прошлом году суммарное финансирование программы капремонтов превысило 800 миллионов рублей. В том числе чуть более 541 миллиона - федеральные средства. В программу были включены 277 многоэтажек в 25 муниципальных образованиях. Всего на Южном Урале насчитывается 79,8 миллиона квадратных метров жилья, из них на долю многоквартирного фонда приходится 55,8 миллиона. 81 процент жилья сегодня подходит под критерии нуждающегося в ремонте - оно построено до 1990 года. Первоначально предполагалось, что региональный закон о введении платы за капремонт заработает в регионе с середины прошлого года. Однако в итоге власти решили синхронизировать эту новацию с изменениями в федеральном законодательстве. По оценкам областного минстроя, ликвидация текущей потребности в капремонте потребует около 20 лет и существенных бюджетных расходов. Только на ремонт домов, в которых есть муниципальные квартиры, потребуется ежегодно 356 миллионов рублей. Согласно тем же подсчетам, даже стопроцентная собираемость платежей в размере 6 рублей за квадратный метр, которые предполагается взимать с южноуральцев с 1 июля текущего года, позволят накопить за год порядка 4 миллиардов. Но для нормальной работы с жильцов 9-этажек нужно собирать по 10 рублей, а для небольших домов эту сумму требуется удвоить. Однако к столь радикальным решениям не готовы ни власти, ни население: даже при нынешней "щадящей" схеме сбор средств идет достаточно тяжело.
Подготовил Владимир Васин