Концепция так называемых открытых данных стала одним из направлений совершенствования системы государственного управления. Указом от 7 мая президент Владимир Путин поручил до 15 июля 2013 года обеспечить доступ в Интернете к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов власти. Во исполнение указа правительство еще в декабре утвердило соответствующую "дорожную карту", результатом реализации которой должно стать повышение прозрачности и подотчетности в работе госорганов, развитие гражданского общества через возможность контроля и мониторинга министерств и ведомств, а также создание информационной основы для реализации в России концепции "Открытого правительства".
Одна из проблем создания системы открытых данных в том, и это признавали вчера эксперты, что далеко не все чиновники вообще понимают, что это такое. Вряд ли это понимают и все граждане страны. Даже вчера смысл открытых данных объясняли на примере кулинарии. "Цель открытых данных - быть ингредиентами", - подчеркнул директор некоммерческого партнерства "Информационная культура" Иван Бегтин, показывая на слайд, кратко рассказывающий, из чего и как приготовить пирог. Потребленные гражданами эти данные превращаются в знания. "Не всегда получается то, что хочешь приготовить", - заметил глава правительства.
Несмотря на значительное отставание по степени открытости госорганов от развитых стран мира какая-то информация в России уже доступна. Есть сервисы по госзакупкам, ресурсы по кадастру, бюджету и госрасходам. Наиболее заметными источниками открытых данных были названы портал правительства Москвы, реестр госконтрактов и данные Банка России.
Зато, считают эксперты, очень не хватает такой информации, как криминальная статистика с подробностями до отделения полиции, данные Росстата в удобном виде, статистика о происшествиях, контакты органов госвласти, данные экологического мониторинга. Дмитрий Медведев согласился, что подобную информацию нужно публиковать. Особенно это касается данных уголовной статистики. "Нужно проводить мероприятия по рассекречиванию и по снятию соответствующих грифов с тех данных, которые никакой угрозы безопасности не представляют", - подчеркнул он.
- Если такие данные не публиковать официально, то все это превращается в ком вымыслов, - уверен глава кабинета министров. - Реальная статистика зачастую лучше, чем представления о том, что у нас происходит в борьбе с преступностью.
"Государство уже выступает в роли догоняющего", - констатировал исполнительный директор "Интерфакса" Владимир Герасимов, обращая внимание на то, что определенные сводные данные уже имеются в свободном доступе, а система "открытых данных" только обсуждается.
- Государство всегда выступает в роли догоняющего, - заявил в ответ Медведев. - Очень редко, когда государство ведет кого-то.
Кое-какие идеи у государства в лице его руководителей все же есть. Премьер вспомнил последние скандалы с присвоением ученых степеней и званий. "Количество липовых кандидатов и докторов наук зашкаливает за все возможные пределы, - отметил он. - То, что у нас там неблагополучно, все понимали уже давно. Я считаю, что развитие науки по такому пути означает дискредитацию присвоения ученых степеней и званий".
Ранее глава правительства выступал с инициативой публиковать в открытом доступе диссертации, а потом, по мере внедрения системы, можно будет переходить и к публикациям научных и даже студенческих работ.
Для Дмитрия Медведева главным было понять, какие решения должно принять правительство, чтобы ускорить процесс раскрытия деятельности органов власти. "Самое критичное - принятие нормативной базы для раскрытия информации в машиночитаемом виде", - считает Бегтин. Закон сейчас проходит Госдуму и должен охватывать все ветви власти.
Звучало и другое мнение - больше проблем не с нормативно-правовой базой, а с чиновниками, от которых будет зависеть степень открытости ведомств. Тяжело довести до каждого чиновника, что он теперь более открыт, заметил министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев.
- Чиновник тем и хорош, что ему можно дать указание - с сегодняшнего дня ты не на все пуговицы застегнут, - возразил сначала Медведев, но потом вернулся в российскую действительность: - Только они ничего делать не будут.
Пользуясь случаем, глава правительства обратил внимание успешного с точки зрения открытости руководства столицы на существующие в Москве проблемы со связью. "В Москве плохая связь", - заявил Медведев. Так было в 1999 году, когда он приехал в столицу, так остается и сейчас. В то же время в других регионах страны, заметил премьер, прекрасно работает 3G. "Этим занимаются наши сотовые операторы, но вообще с этим что-то надо сделать, - подчеркнул глава правительства, обращаясь к столичному чиновнику. - Мы стоим на пороге технологической ситуации, когда объемы данных, которые каждый человек загружает на персональное устройство, становятся колоссальными. Мы должны уже сейчас внедрять связь четвертого поколения, сделать это максимально быстро, а у нас в Москве элементарная связь в стандартах начала 2000-х годов не работает".
Тема открытости данных как нового ресурса развития экономики, как показала дискуссия, неисчерпаема. "Здесь есть сложности, есть охранительные подходы, которые свойственны государственной службе, но чем активнее мы будем вовлекать в эту работу, тем активнее она пойдет", - не сомневается Дмитрий Медведев.
А представители бизнеса уверены, что государству со своей стороны всего лишь нужно правильно расставить приоритеты и заниматься не созданием новых ресурсов, а сконцентрироваться именно на раскрытии информации. Рынок сам придумает, что с ней делать, и как и какие сервисы и программы создавать для удобства пользования этими данными.