07.02.2013 23:10
Поделиться

Вышла в свет антология польской поэзии на русском языке

Польская поэзия. - М.: МАГИ, 2012. Составители Сергей Гловюк и Александр Навроцкий. (Серия "Славянская поэзия XX-XXI. Из века в век).

Эта замечательная антология польской поэзии на русском языке является завершением фундаментального труда по изданию десяти книг, охватывающих всю лучшую поэзию на славянских языках, переведенную на русский язык нашими лучшими поэтами и переводчиками. Его инициатором и бессменным вдохновителем стал известный поэт и переводчик Сергей Гловюк. Кстати, за создание тома польской антологии он удостоен звания Заслуженного деятеля культуры Республики Польша.

В романе И. С. Тургенева "Накануне" герой-болгарин Инсаров говорит справедливые слова: все русские должны знать хотя бы один другой славянский язык. Почему я, болгарин, говорю по-русски, а вы, русские, нет?

Перефразируя Инсарова, можно сказать, что каждый русский должен знать хотя бы по одному стихотворению другого славянского народа. В какой-то степени данное 10-томное издание эту миссию и выполняет. И замечательно, что этот проект был в свое время поддержан министерством культуры РФ и Роспечатью.

Представлены македонская, сербская, болгарская, белорусская, украинская, чешская, словацкая, хорватская, словенская поэзия. И вот наконец вышла польская антология. Фактически охвачен весь славянский поэтический мир.

Что касается новейшей польской поэзии, то, по мнению Сергея Гловюка, она родилась по окончании Первой мировой войны. В то время в Польше зародились два направления: пришедший с Запада авангард и поэтика, обращенная к традициям, в том числе к традициям русской поэзии.

Поэтический бум начался в середине 50-х годов. К поэтам, которые дебютировали ранее, как, например, Тадеуш Ружевич и Вислава Шимборская, присоединились: Збигнев Херберт, Станислав Гроховяк и другие, но ни один из поэтов не оказал такого влияния на польскую поэзию, как Тадеуш Ружевич, создав новую антипоэтику, обращенную к разговорному языку. Он полностью отказался от рифм, уровнял язык поэзии с обыденным разговорным языком. Некоторые критики утверждают, что после Ружевича любой может быть поэтом.

Заслуживает внимание и поэтика с так называемыми деревенскими народными корнями, тоже имевшая своих лидеров. Выдающимся представителем является Тадеуш Новак.

В начале 50-х в Польше появилась небольшая группа поэтов, которых называли проклятыми избранниками, потому что все они умерли молодыми. Один из них Эдвард Стахура. В энциклопедиях пишут, что этих творцов отличала позиция бунта против жизни, одержимость смертью, эстетические и моральные провокации. После самоубийства в 1979 году Эдварда Стахуры он стал на два десятилетия бесспорным лидером в польской поэзии.

Заслуживает внимания поколение, дебютировавшее в конце 60х годов. К нему относятся Анджей Заневский, Анджей Васькевич, Станислав Нычай, Александр Навроцкий и другие. Девизом этого поколения был прежде всего этический экзамен мира и поиск непреходящих ценностей. Они были под впечатлением философской мысли о том, что человек - это слабая тростинка, колышимая ветром, но тростинка мыслящая. Следующее поколение, к которому принадлежат Эва Липская, Адам Загаевский, Юлиан Корнхаузер, Станислав Бараньчак, называют неоклассиками.

Польская поэзия - одна из самых значительных в мире. Сегодня любой может издать томик стихов, одних только поэтических дебютов насчитывается около 5 тысяч в год. Сюда нужно прибавить публикации в Интернете. Любой польский поэт старается завести свой интернет-сайт, и не все спешат издать книжку.

Кстати, ситуация, очень похожая на Россию.