В Сальске у пациентов психдиспансера похитили 14 миллионов рублей

Громкий скандал произошел в Ростовской области: беспомощных стариков и инвалидов, не имеющих возможности защитить себя, бессовестно обворовывали социальные работники.

Оперативная информация о том, что в Сальском психоневрологическом интернате творится беззаконие, поступила в органы Федеральной службы безопасности по Ростовской области. Проверка подтвердила: с личных счетов пациентов уходят деньги в неизвестном направлении. К расследованию подключилась и Счетная палата. В результате выяснилось, что с 3 мая 2012-го по 31 января 2013 года со счетов исчезли более 14 миллионов рублей, которых их владельцы и в глаза не видели.

Следственной частью Главного следственного управления МВД России по Ростовской области возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ - мошенничество в особо крупном размере. Под подозрением оказались главный бухгалтер заведения, два кассира, а также две молодые сотрудницы интерната, непосредственно обслуживавшие немощных постояльцев. Девушки навещали пациентов и должны были по их просьбе покупать продукты, предметы одежды или какие-то мелочи для быта. А для этого по доверенности снимать в банке определенные суммы денег.

- Деньги, однако, снимались вовсе не на "мелочи". Установлено, что каждый раз с лицевых счетов больных людей уходило от 10 тысяч до ста тысяч рублей, - рассказала "РГ" Оксана Сухарева, старший помощник прокурора области, взявшего это дело под личный контроль. - Без согласия и ведома пациентов соцработники предоставляли в банк платежные поручения с ложными сведениями и получали крупные суммы наличными.

Сотрудники банка настаивают на том, что со счетов деньги снимали сами клиенты, предоставляя паспорта, но на самом деле большинство из стариков и инвалидов физически не могли приходить в банк. Сейчас идет проверка и в отношении работников банка. "Либо они закрывали глаза на происходящее, и тогда это преступная халатность, либо были в сговоре с соцработниками", - считают прокуроры.

Психинтернат находится на окраине города Сальска. Четырехэтажное здание из четырех корпусов здесь называют "Белым пароходом" - может, из-за близости к реке, а может из-за белого цвета его стен. Это крупнейший в регионе интернат подобного профиля, где живут и лечатся более 600 стариков, страдающих психическими заболеваниями - шизофренией, умственной отсталостью, а также молодых инвалидов.

Любопытно, что когда "РГ" пыталась получить комментарий у руководства самого интерната, выяснилось, что почти никто из прежних действующих лиц здесь не работает.

- О ком вы говорите? Те соцработницы уже у нас не работают, одна ушла в декабре, другая - в январе, обе по собственному желанию, - сообщил новый замдиректора Александр Сидоренко.

Он также пояснил, что больные получают от государства пенсию по инвалидности на свои сберкнижки. 75 процентов этих поступлений идет на их содержание в лечебнице, а остальными деньгами они могут распоряжаться по своему усмотрению. В декабре покинула свой пост зам по медчасти. А еще несколькими месяцами раньше ушел на заслуженный отдых после 19 лет служения директор учреждения Николай Ткачев. На смену ему назначена Анна Кашина. Когда ее представляли, народ откликнулся так: "Может, наконец-то убогие люди будут ухожены и не обижены. Было время, когда все Заречье одевалось в продаваемую из интерната одежду и стирало стиральными порошками, купленными оттуда. Тех, кто воровал еду и одежду у убогих, Бог все равно накажет". В этот раз, пожалуй, накажет не только Бог.

В январе в Ростовской области произошли неожиданные отставки. Своего кресла лишилась министр труда и социального развития региона Елена Скидан. Это нельзя было не связать с результатами проверки контрольно-счетной палаты региона, выявившей серьезные системные нарушения при реализации областных целевых программ по социальному обслуживанию населения, повышению качества жизни пожилых людей в области. Тогда КСП и проверила законность использования бюджетных средств, направленных в том числе и Сальскому психоневрологическому интернату. Расследование уголовного дела продолжается.