Новости

14.02.2013 00:18
Рубрика: Культура

Берлинале посадил зрителей на поезд в прошлое

В четверг эклектичная программа берлинского конкурса подарила нам поездку на "Ночном поезде в Лиссабон" на полвека назад - во времена, когда в Португалии диктаторствовал Салазар, а в кино - жестокие мелодрамы на социально важном материале.

В этих мелодрамах события развивались быстро и сцеплены были расследованием, которое неизвестно почему предпринимал человек из современности: случайно находил некий документ, отправлялся по его следам и открывал нам крутую сцепку человеческих судеб на фоне исторических катаклизмов.

И вот одинокий профессор на мосту в Берне спасает от самоубийства девушку, приводит ее к себе на лекцию, но она необъяснимо исчезает, оставив плащ, книжку поэта и врача Амадео де Прадо, а также билет на поезд, отходящий в Лиссабон. Почему профессор готов на этом основании все бросить и, сломав все планы, отправиться в далекий Лиссабон, спрашивать не надо - это такой условный ход-сцепка, какие были в ходу полвека назад. Почему в Лиссабоне ему попадаются только нужные для расследования люди - тоже понятно: для простоты изложения. С самого начала ясно также, что в финале убежденный одиночка найдет свое счастье - такие были в том кино правила игры. А портрет Амадео в книжке не оставляет сомнений в том, что нас ждет история роковой любви. Но клубок событий времен Сопротивления в этом "Поезде" завязывается такой, что сделает честь Хичкоку.

Фильм Билли Аугуста сработан так крепко, как снималось кино полвека назад: в нем красивые женщины от Мелани Лорен до Шарлотты Рэмплинг, в нем эффектные актеры и сам Джереми Айронс в роли профессора. В контексте фестиваля вместе с "Побочными эффектами" этот фильм выполняет роль мейнстримовской таблетки от скуки, непременной спутницы "артхауса" - роль важная, но явно не призовая.

Берлинале близится к финалу. Уже определились его главные тематические "послания": в защиту общества от религиозного фанатизма и в поддержку свободы во всех ее формах - в том числе и свободы сексуальной ориентации (у жюри секс-меньшинств много работы). По стилю он получился максимально эклектичен, по уровню - несколько выше, чем в предыдущие годы. Еще каждый сеанс начинается берлинским мишкой, который умоляюще простирает лапы в надежде заполучить какой-нибудь шедевр. Но уже в субботу вечером все премиальные мишки найдут хозяев и уедут в свои новые берлоги.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 63-й Берлинский кинофестиваль Кино и театр с Валерием Кичиным Гид-парк