14.02.2013 23:26
    Поделиться

    Вера Шастина: Стационарная помощь становится излишне затратной

    Болезни никого не минуют. И куда в таких случаях мы обращаемся в первую очередь? Ответ известен: в поликлинику. Потому-то и принято говорить об амбулаторно-поликлинической сети как о главном звене службы здоровья, ее переднем крае. Соответствует она этой миссии? Об этом мы беседуем с главным врачом московской городской поликлиники N 220, кандидатом медицинских наук Верой Шастиной.

    Вера Ростиславовна, ваша поликлиника по итогам прошлого года признана лучшей в Москве. Значит, она соответствует статусу главного звена службы здоровья?

    Вера Шастина: Однозначно "да" сказать не могу. В последние два года возможности поликлинического звена в Москве кардинально меняются. Например, в 220-й теперь можно пройти все необходимые исследования, вплоть до компьютерной томографии, сдать самые сложные анализы. Расшифрую: это ангиография, исследования мозга, брюшной полости, исследования мочеполовой системы, определение кальция в стенках сосудов... В ближайшее время мы сможем использовать в практике МРТ-томограф, который сейчас монтируется.

    Но ведь сколько угодно примеров, когда обзаведясь даже самой мощной аппаратурой, ее не могут использовать - нет подготовленных кадров.

    Вера Шастина: Модернизация нас не застала врасплох - мы заранее к ней готовились. Сотрудники прошли специальное обучение. Кстати, компьютерный томограф работает у нас даже в выходные дни.

    Ваша поликлиника на привилегированном положении?

    Вера Шастина: Что значит на привилегированном? Это политика столичной службы здоровья. Если говорить официальным языком: поставлена цель развития стационарзамещающих технологий. Ведь до сих пор как происходит: 60 процентов специализированной помощи оказывается в стационарах. И лишь 40 приходится на поликлинические учреждения. Помощь, которую можно оказать без госпитализации пациента, сплошь и рядом оказывается в стационарах. Причем речь идет о диагностической помощи! Помощь становится излишне затратной. Пациент не только обследуется в стационаре подчас повторно, поскольку стационары, так повелось, не доверяют результатам поликлинических обследований. Он занимает дорогостоящую больничную койку. К тому же человек в это время находится на больничном листе, что тоже накладно для государства. Так вот столица, и, думаю, не только она, нацелена на то, чтобы именно поликлиника взяла на себя груз обследований, диагностики, назначения лечения. И современная поликлиника, которая в орбите модернизации, обретает для этого все условия.

    Вы имеете в виду создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи? Между прочим, в былые времена, которые некоторые с такой готовностью любят поносить, подобная помощь в стране была. Были объединения стационаров и поликлиник. Потом это как-то сошло на нет. А вот теперь, когда по сути возрождаем эту систему, ее не все приемлют.

    Вера Шастина: Это можно объяснить: новое редко однозначно одобряется. Велика сила инерции, привычки. Ведь что тревожит население? Точнее, тревожило - мне кажется, этап недоверия мы прошли. Людей пугало, что закрываются поликлиники, которые в шаговой доступности. Это можно понять. Тем более в условиях Москвы. Но не было их закрытия. Было объедение или перепрофилирование той или иной поликлиники. Делалось это после серьезного анализа, с учетом новых возможностей и территориальной приближенности. Вдумайтесь! В Москве было более 500 поликлиник. Поставить в каждую, даже в ту, которая на первом этаже жилого дома, современное диагностическое оборудование нереально. Никакие санитарно-гигиенические нормативы этого просто не позволят. Были выбраны крупные поликлиники и диагностические центры, в которых можно установить современные КТ, МРТ-томографы, тяжелую рентгеновскую технику так далее. А в менее крупных сохранилась первичная медико-санитарная помощь, некоторые виды специализированной помощи. Это первый уровень.

    Выходит, для пациента ничего не изменилось? Когда ему нужно вызвать врача на дом, обратиться к своему участковому терапевту, сдать элементарные анализы крови, мочи, сделать рентген, флюорографию, маммографию, пройти профилактический медосмотр, он обращается в "свою" территориальную поликлинику. А вот если возникают проблемы с диагностикой или необходимостью корректировки лечения, то....

    Вера Шастина: ... пациент направляется на второй уровень в рамках одного и того же лечебного учреждения. Оно - это учреждение второго уровня - расположено в том же районе и тоже доступно территориально. В нем весь спектр специализированной помощи. Наша 220 поликлиника тому пример. Она теперь во главе амбулаторно-поликлинического объединения в районе Красной Пресни. В нашем объединении четыре поликлиники и одна медсанчасть. Теперь 220-я - учреждение, оказывающее помощь на первом и на втором уровне. Первый - в наших четырех филиалах, бывших районных поликлиниках. Второй - в головной поликлинике. У всех учреждений объединения единый статус и единый номер - 220. И специалисты всех филиалов объединены в отделения поликлиники N 220. У нас есть теперь консультативное отделение. В нем трудятся специалисты, которых в филиалах нет. Еще есть отделения медицинской профилактики, восстановительного лечения, дневной стационар на разных базах, разного профиля. Пока всего на 15 коек. В марте их станет вдвое больше. Сейчас это стационары терапевтического и неврологического профиля. А будет открыто десять коек хирургических - для пациентов центра амбулаторной хирургии. У нас есть договора на так называемых внештатных консультантов. Это представители третьего уровня оказания помощи. Они работают в стационарах, НИИ, на медкафедрах.

    После объединения вам работать стало проще? Пациентам помощь стала доступней?

    Вера Шастина: Работать не проще, но интереснее. У врачей появились новые возможности. Мы поняли, что можем гораздо больше сделать для пациента. Ему, на мой взгляд, стала доступней специализированная помощь в условиях поликлиники. Отпала, например, необходимость ради проведения курса внутривенного вливания укладываться на больничную койку. Это важно хотя бы потому, что дома и стены помогают. В целом работы, конечно, прибавилось. В 2012 году мы, например, провели 208 компьютерных томографий для жителей Пресни.

    В сравнении с чем?

    Вера Шастина: А сравнивать просто не с чем. Такие исследования в районе Пресни в амбулаторных условиях бесплатно не проводились вовсе.

    Если у вас такие возможности и если теперь всем предоставлено право выбора поликлиники, врача, то у вас от желающих отбоя нет?

    Вера Шастина: Их много. Есть регламент, прописанный Минздравом и Департаментом здравоохранения Москвы. Мы его соблюдаем. Но у меня как у руководителя, у лечащего врача есть право отказать. Неточное в данном случае слово? Согласна. Но возможности учреждения, специалиста не безграничны. Если у врача будет вдвое больше прикрепленных, то нельзя говорить о качественной помощи. Ко всему нужно подходить разумно.

    Современный главный врач, он кто? Врач или менеджер? Финансист или юрист? А может, завхоз?

    Вера Шастина: Он - все. Уже будучи главным врачом, я получила экономическое образование. Сейчас по программе "Управление развитием здравоохранения Москвы" получаю знания в области юриспруденция. Иначе теперь нельзя.

    досье "РГ"

    Шастина Вера Ростиславовна. Закончила Первый московский медицинский институт. У Веры Ростиславовны есть сын 30 лет, дочь 24 лет и годовалая внучка Катя. Возглавляемая Шастиной поликлиника - крупнейшее лечебно-диагностическое учреждением Москвы.

    Поделиться