20.02.2013 23:05
    Поделиться

    В пермских школах будут развивать дистанционное обучение

    В Заксобрании Пермского края состоялись депутатские слушания по проекту Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы".

    В концепцию заложены пять основных принципов - качество, эффективность, социальная ответственность, открытость и доступность. Последний принцип означает, что будущая программа развития пермского образования должна обеспечивать получение образования вне зависимости от места проживания, уровня достатка и состояния здоровья ребенка. В этом смысле многое будет зависеть от эффективного использования современных дистанционных технологий обучения. Что делается в Прикамье для их развития, корреспонденту "РГ" рассказала министр образования Пермского края Раиса Кассина.

    Раиса Алексеевна, интернет-технологии позволяют сегодня работать не выходя из дома. А насколько школа готова к обучению на расстоянии?

    Раиса Кассина: Школы Прикамья начали осваивать современные интернет-технологии с 2007 года, и сегодня дистанционное обучение применяется достаточно широко. Но перспективы для развития еще, безусловно, есть. В первую очередь глобальная сеть незаменима при обучении детей-инвалидов. Сегодня в крае около 400 детей, которые обучаются на дому в силу своего физического состояния. Уточню, речь идет о детях с ненарушенным интеллектом.

    Но для того, чтобы дистанционно обучаться, необходимо специальное оборудование. Родители приобретают его сами?

    Раиса Кассина: Нет. Все необходимое приобретается за счет регионального бюджета. Мы покупаем дорогое оборудование, которое учитывает физические особенности таких детей. Есть различные модификации: для незрячих - одни, для детей с проблемами слуха - другие, для страдающих ДЦП - третьи. Оно очень доступно в использовании, все действия расписаны пошагово. Можно выйти на связь с учителем по скайпу, можно виртуально присутствовать на уроке.

    Но есть очень важный момент. Родители часто думают, что при дистанционном обучении учитель к ребенку больше не придет. Но это не так: учитель совмещает очное и дистанционное обучение. Более того, ребенок может изучать определенный предмет более углубленно.

    А какие интернет-возможности есть у здоровых детей?

    Раиса Кассина: У них есть множество вариантов для получения образования. Например, ребенок проживает в отдаленном районе, где нет учителя английского языка. Мы можем предоставить ему сетевую возможность изучения языка. К примеру, преподаватели пермской гимназии № 4 специально подготовлены к такой работе: обучающие программы разработаны для всех предметов, всех курсов и всех возрастов. Можно заниматься как он-лайн, так и оф-лайн. Ребенок может сам выбрать - изучать предмет по стандартной форме или углубленно.

    Второй вариант - когда учитель есть, но в школе нет профильного или углубленного изучения нужного ему предмета, к примеру, физики. В этом случае мы можем предоставить ученику дополнительные учебные материалы. К примеру, подключить его к урокам физики в 146-й школе. Сейчас более трети всех учащихся пользуются такими вариантами обучения, правда, в разных объемах. В общей сложности это около 10 тысяч ребят, но большинство из них подключаются к изучению не системного курса, а только к прослушиванию лекций ученых, ведущих педагогов школ.

    Но ведь интернет позволяет учиться не только у пермских педагогов...

    Раиса Кассина: Пермским учащимся доступны лекции величайших мировых ученых. С прошлого года мы стали очень тесно работать с детским учреждением "Муравейник": установили там специальное оборудование, позволяющее транслировать лекции, вести наблюдения и участвовать в экспериментальной работе. Таким образом, ученик, находящийся в любой точке Пермского края, может приобщиться к знаниям мирового уровня.

    Кроме того, школьники имеют возможность дистанционно заниматься в заочных школах при вузах. Сегодня в Прикамье реализуются шесть обучающих программ при вузах по основным предметам - и все бесплатно.

    Не получится ли так, что с развитием дистанционного обучения роль школьного учителя станет менее значимой?

    Раиса Кассина: Конечно, учитель останется всегда. Но его функции как навигатора все более укрепляются. Ребенку нужно помочь найти и выстроить свой индивидуальный "маршрут обучения", показать, что и как он может изучать. Если одному будет достаточно посмотреть в режиме видео пройденный урок, а другой ограничится решением задач, то третий может выбрать более углубленное изучение предмета. Учителю в этом случае необходимо научить ребенка пользоваться этими инструментами.

    Сейчас главная задача заключается в том, чтобы законодательно закрепить легитимность такой формы образования. Если ребенок, проживает, к примеру, в Кудымкарском районе, но изучает физику виртуально, в гимназии N4 Перми, то в ней он и должен получать отметки. Важно, чтобы с него не требовали двойного посещения уроков - и заочного, и очного в местной школе.

    Есть еще одно ограничение, сдерживающее развитие дистанционного обучения, - малая скорость Интернета. Технические возможности в отдаленных территориях часто не дают использовать такую форму получения знаний. В отдельных случаях приходится даже устанавливать спутниковые "тарелки", усиливающие прием сигнала. Эту проблему мы сейчас решаем совместно с провайдерами.

    Поделиться