Юлия Афанасьева, аналитик "ФИНАМ"
Нельзя сказать, что это беспрецедентный случай на бирже, просто необычно такое поведение для акций этой компании.
Когда человек задумывается о приумножении своего капитала и обращается к фондовому рынку, он часто останавливает свой выбор на акциях знаменитой компании "Газпром".
Но если найти машину времени и вернуться в дни кризиса 2008 года, то даже умудрившись купить акции по 84 рубля - минимуму того времени, максимальная прибыль инвестора достигала бы всего 193%. К текущему моменту она сдулась бы до 60-62%. Для сравнения, максимальный прирост индекса ММВБ от кризисного дна составил 278%, и сейчас остается на уровне 209%.
Можно долго рассуждать о том, что если вы инвестируете деньги в акции, нужно вкладывать яйца в разные корзины, или, выражаясь языком профессионалов, диверсифицировать портфель. Но это ли суть?
Любой человек, даже не имеющий биржевой счет, увидев выше приведенные цифры, невольно задумается: если акции компании, которая является национальной гордостью, так слабо себя чувствуют, что же тогда творится с производственными показателями? Крупнейший акционер "Газпрома" - это государство, от результатов производственной деятельности компании зависит бюджет страны, а значит и благосостояние нации.
После анализа основных показателей компании "Газпром" и сравнения их с аналогами в России, ничего пугающего для инвесторов не было выявлено. Не станем приводить хвалебные дифирамбы фундаментальных аналитиков по "Газпрому" - если захотите, вы самостоятельно найдете их на биржевых ресурсах.
Если представить картинку в упрощенном варианте, то прибыль по МСФО, пусть и не резвыми темпами, но стабильно растет. Дивидендная политика тоже понемногу поворачивается лицом к акционерам.
Так что же происходит?
В кризис инвесторы пытались спасти свои активы, вкладывая их в акции компаний с крупными государственными долями. Они надеялись, что при любом развитии событий такие компании не останутся без финансовой поддержки. Теперь, когда разговоры о кризисе утихли, инвесторы стали более придирчивы, и начинают внимательнее следить за деятельностью компаний. По поводу "Газпрома" сейчас много разговоров о его знаменитых газопроводах Южный и Северный поток и затратах на них.
С учетом текущих тенденций на топливном рынке, инвесторы не знают, принесут ли по окончанию строительства их затраты хорошие прибыли, или огромные деньги будут просто закопаны в землю. К рассуждениям зарубежных инвесторов еще примешивается и политика, ведь, как ни крути, "Газпром" по-прежнему монополия, а монополии за рубежом не уважают.
Возможно, отсюда и мысли, что для эффективной работы компании стоит ее подробить. Примеры искусственного разрушения монополий мы уже знаем. В частности, до сих пор звучат отголоски реформы энергетического сектора, в результате которой огромная компания РАО "ЕЭС" распалась на мелкие кусочки.
Кусочки поменьше растащили иностранцы, а более крупные компании, выделившиеся из РАО "ЕЭС" теперь и сами не прочь подмять под себя остатки империи. По словам идейного вдохновителя реформы Чубайса: "Управлять большим кораблем с маленьким рулем неудобно". Но на практике управлять флотилией шлюпок оказалось сложнее.
Но мы отвлеклись.
Проблема "Газпрома" не в плохой отчетности или "шагающем" по планете сланцевом газе, а в наших головах. У российских инвесторов свои мысли, у зарубежных другие, подкрепленные национальным менталитетом. На текущий момент эти мысли и приоритеты нельзя связать вместе, и значит, нет пути к перелому нисходящего движения в акциях "Газпрома".