24.02.2013 23:04
    Поделиться

    Пермский театр привез на "Золотую маску" нео-современную оперу

    Пермский театр привез на "Золотую маску" оперы Cosi fan tutte и Medeamaterial
    С тех пор как в 2011 году, отказавшись от руководящей должности в Оперном театре Новосибирска, знаменитый и любимый столицей дирижер Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, творческая жизнь этого коллектива потекла по европейским оперным законам. На каждую постановку собирается интернациональная постановочная и исполнительская команда. И как следствие - премьеры интригующих спектаклей, как правило, соответствующих лучшим мировым стандартам. Среди них и две оперы - Cosi fan tutte Моцарта и Medeamaterial Паскаля Дюсапена, представленные на "Золотую маску" в большинстве возможных номинаций.

    Cosi fan tutte ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных") - часть масштабного проекта "Трилогия Моцарт - Да Понте в Перми". Все три совместных творения Моцарта и его либреттиста Да Понте (еще "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан") впервые в России будут представлены на сцене одного театра. "Cosi" - легкая комедия положений со счастливым финалом. Этот спектакль - блестящий пример театральной реставрации, сделанный немцем Маттиасом Ремусом (не только режиссером, но и автором одной из самых популярных биографий зальцбургского гения). Венский антураж XVIII века от сценографа Штефана Дитриха и приглашенная команда солистов прилагаются.

    На "Золотую маску" номинированы Анна Касьян (Деспина) из Франции и Гарри Агаджанян (Альфонсо) из Екатеринбурга. Среди исполнителей есть итальянец Симоне Альбергини (Гульельмо), шведка Мария Форсстрем (Дорабелла) и Станислав Леонтьев (Феррандо) из Петербурга. Но в Москве лучшей среди певцов оказалась фантастическая немка Симона Кермес (Фьордилиджи), которая производит сильное впечатление фантастическим посылом энергии в зал, идущим от ее виртуозного, на грани фола, пения.

    Вероятно, постановка смотрелась бы рутинёрски, если бы не аутентичное, на инструментах моцартовской эпохи, исполнение партитуры. Это фирменный музыкантский стиль Теодора Курентзиса: аутентизм, помноженный на современный драйв и мощную чувственность. И понятно ради чего представители Sony Classical приехали на Урал, чтобы записать этот спектакль.

    Medeamaterial француза Паскаля Дюсапена - совсем другая история. Нео-современная опера, написанная в 1992 году по брутальной пьесе Хайнера Мюллера, где меньше всего собственно мифа о царевне Колхиды. Заглавную партию исполняет Надежда Кучер. Ее Медея стоически выдерживает предельную амплитуду высот - тесситурных и эмоциональных, заслуженно претендуя на "Золотую маску".

    Medeamaterial скорее все же драматический монолог с музыкой для сопрано камерного хора и оркестра (сравнимый с "Клеопатрой" Берлиоза), нежели опера. И тут особенно неуместна эпатажная режиссура Филиппа Григорьяна в стиле похоронной вечеринки у бассейна. Медея, этакая развенчанная пассия гангстера, сначала почти обнаженная в разодранных колготках, потом в блестящем чешуйчатом платье, словно золотая рыбка, а в конце концов, умывается кровью, принимая кровавый душ.

    Очевидно, вечная классика переигрывает современность за явным художественным преимуществом.

    Поделиться