Появление в нашей жизни нейтральных посредников - медиаторов - обещает снизить градус злости и агрессии в обществе. О новых проектах и в целом перспективах развития медиации в РФ корреспонденту "РГ" рассказала президент Национальной организации медиаторов, основатель и научный руководитель Центра медиации и права Цисана Шамликашвили.
Представители судебной системы, в т.ч. руководители высших судов, часто сетуют, что в массовом порядке медиация в стране так и не заработала. Это правда?
Цисана Шамликашвили: Радует, что руководители высших судов об этом говорят. Но многое зависит и от того, насколько активно медиация будет продвигаться самими судьями. Ведь именно они могут сделать информацию о медиации более доступной. Когда в стране ежегодно фиксируется более 25 миллионов обращений в суд, судебная система должна играть ключевую роль в популяризации нового института.
Судьи часто говорят, что заинтересованы в развитии примирительных процедур.
Цисана Шамликашвили: Медиация необходима судам, чтобы освободиться от превышающих все допустимые пределы нагрузок. И обществу медиация необходима как альтернатива, позволяющая без вмешательства государства разрешить конфликт. Судебная система должна продемонстрировать, что она не держится за то, чтобы быть единственным институтом урегулирования споров.
Есть ли еще какие-то правовые варианты, когда возможно оформить все официально?
Цисана Шамликашвили: Сегодня в России существует два института, позволяющих урегулировать спор помимо суда, - третейское разбирательство и медиация. Они обеспечены необходимой законодательной базой, введены в правовое поле.
Третейские судьи, по сути, тоже посредники. Чем они отличаются от примирителей?
Цисана Шамликашвили: Чтобы развивать новое, нужна точность в терминологии. Далеко не всякое посредничество является медиацией в ее современном понимании. Медиатор - это ни в коем случае не примиритель. Разница между примирением и мирным разрешением спора, согласитесь, большая. Что же до третейского разбирательства - это разрешение спора на основании вынесения суждения арбитром.
Проще говоря, кто-то, стоящий над схваткой, разведет стороны по углам и скажет, кто прав, кто виноват?
Цисана Шамликашвили: Это когда судья выносит решение. А медиатор не выносит никакого суждения. Он помогает сторонам совместными усилиями найти реалистичное взаимоудовлетворяющее решение. В процедуре медиации стороны сами - авторы решения, они могут влиять на процедуру, в которой это решение будет рождаться. Медиация стоит особняком не только по отношению к судебному разбирательству, но и к третейскому. Хотя третейское разбирательство (арбитраж), также как медиация, относится к системе альтернативных способов разрешения споров (АРС).
Высший арбитражный суд предложил создать институт судебных примирителей. Не станут ли они конкурентами медиаторам?
Цисана Шамликашвили: Примирители не должны вступать в противоречие с институтом медиации. Главная задача судей - содействовать развитию медиативной практики путем компетентного направления сторон на медиацию, а также примирению сторон. Это не право, а обязанность, формально закрепленная за судьями уже не первый год. Для выполнения этой задачи судьям нужны знания. Следует создать условия для выполнения судьями их миссии, а не вводить новый институт.
В теории, наверно, такое вполне возможно.
Цисана Шамликашвили: Не только в теории. Мы давно работаем с судами. Многие судьи обучены и на практике применяют медиативный подход. Это позволило в некоторых арбитражных судах повысить количество мировых соглашений до 33%. А по стране этот показатель в среднем составляет лишь 3%.
Многие считают, что медиация пока не стала популярной, так как является платной. Вы согласны?
Цисана Шамликашвили: Трудно ответить однозначно. В стране есть потенциальные потребители медиации, которые готовы платить, выбирая медиатора на свободном рынке. Но в целом общество еще слишком мало знает о медиации. Если человек, согласившись на медиацию по предложению суда, узнает, что услуга платная, скорее всего он воздержится от обращения к ней. Для начала можно предоставлять возможность участвовать в непродолжительной (2 - 4часа) процедуре медиации на безвозмездной основе. Это могло бы стать хорошим импульсом для распространения этой практики.
Значит ли это, что медиаторы могут войти, скажем, в штат судов?
Цисана Шамликашвили: Штатных медиаторов в наших судах лучше не вводить. Один из ключевых принципов - независимость медиатора.
Тогда за чей же счет они будут работать?
Цисана Шамликашвили: Я уверена, что большинство медиаторов согласятся отдавать часть своего времени на безвозмездной основе: чтобы получить практику и одновременно предоставить возможность сторонам приобрести опыт участия в процедуре. Тем самым они сами примут участие в развитии рынка медиативных услуг. С другой стороны, столь сложная деятельность должна оплачиваться. Можно предусмотреть символическую плату, чтобы для сторон это не было бременем. И в то же время, чтобы они приходили на процедуру с более серьезным настроем. Отчасти могло бы решить проблему финансирование нового института предпринимательскими сообществами с помощью создания системы грантов. В США, например, более 19 лет именно крупные корпорации финансировали развитие медиации в стране. Бизнес должен быть открыт ко всему новому и приносящему выгоду. Уверена, что постепенно в спорах между хозяйствующими субъектами процедура медиации будет применяться все чаще, тем более что это еще и мощный антикоррупционный механизм.
Известно, какими горячими бывают конфликты в школах: между родителями и учителями, у родителей друг с другом, у подростков между собой и так далее, и тому печальнее. Разве сможет решить все эти проблемы человек, чья специальность пока еще звучит непривычно для обывателя - медиатор?
Цисана Шамликашвили: В методе "Школьная медиация", который разработан Центром медиации и права, заложен огромный потенциал. Школьная медиация ориентирована на создание безопасной среды в образовательных учреждениях.
Как будет выглядеть система: предполагается, что штатные медиаторы должны появиться в школах?
Цисана Шамликашвили: Нет, в школах не должно быть отдельных штатных медиаторов. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть 5 - 6 школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д.
Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное - предупреждение конфликтов. Для этого предполагается обучение детей и взрослых конструктивному поведению в условиях стресса, напряжения, в потенциально конфликтных ситуациях. Дети сами становятся распространителями идей медиации.
Неужели дети станут миротворцами? Такое возможно?
Цисана Шамликашвили: Наш метод предполагает разрешение споров при участии детей, участников "групп равных", обученных методу школьной медиации. Надо привлекать к этой работе сложных детей, что помогает им найти способ позитивной самореализации. "Школьная медиация" ориентирована на помощь как детям, так и взрослым, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя менталитет сотрудничества у детей уже со школьной скамьи. И практика пилотных проектов это доказала.