Закон обязывает столоначальников компенсировать нанесенный ущерб гражданам даже от законных действий чиновников. Разрешает ограничивать в дееспособности игроманов. А также заставляет раскрывать тайну "литературных рабов": когда под именем раскрученного автора выходят поделки неизвестных ремесленников.
Как пояснил в "РГ" председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, "установлена возможность компенсации ущерба гражданам и организациям в результате не только неправомерных, но и в ряде случаев и правомерных действий властей. Например, если имуществу был нанесен ущерб в ходе действий силовых структур по задержанию преступников".
Иными словами, государство будет отвечать даже за правильные действия чиновников, если в результате ни за что пострадал гражданин.
Еще одно новое положение: человеку, подсевшему на игру, могут запретить распоряжаться собственными деньгами. Ведь рулетка для кого-то стала хуже наркотика. "Ограничение дееспособности подразумевает установление попечительства над гражданином", - поясняет Павел Крашенинников.
По его словам, здесь есть две составляющие: юридическая и медицинская. В первую очередь игромания - медицинский факт, считают специалисты. Но решать вопрос об ограничении дееспособности будет суд при наличии заключения медиков. При этом есть обязательное условие: увлечение человека игрой должно наносить вред семье. Допустим, он проигрывает в карты все деньги, может проиграть машину и квартиру, оставить семью без крыши над головой. Конечно же, в таких случаях над человеком может быть установлено попечительство, полагают авторы закона.
"Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности в интересах его семьи и близких", - рассказывает Павел Крашенинников. Если человек избавится от своих пристрастий, он сможет вернуть себе полную дееспособность - также через суд.
Кстати, с проектом поправок в Гражданский кодекс вышла уникальная история: документ был настолько велик и неоднозначен, что Госдума не смогла принять его целиком. Проект разбили на несколько блоков, сейчас принят только первый из них. Некоторые эксперты посчитали такое решение не очень удачным. С другой стороны, разделение проекта позволяет детально проработать важные положения. Например, в обществе вызвали большой резонанс поправки из очередного блока, защищающие частную жизнь человека. По мнению представителей Общественной палаты, некоторые положения угрожают свободе слова, так как делают секретным практически все, что касается каких-то персон. Есть риск, что нельзя будет писать про коррупционеров, проводить журналистские расследования и многое другое. Но ведь у общества тоже есть право получать информацию.
На слушаниях по поводу экспертизы законопроекта тревогу выразил председатель комиссии Общественной палаты Павел Гусев. Хотя сам факт широкого и открытого обсуждения проекта дает надежду, что в итоге будут приняты разумные нормы и будет найден компромисс по спорным положениям проекта, которые вызывают возражения журналистского сообщества.