Инициатива бесстрашная. Не только в том смысле, что департизация губернаторов заведомо не получит поддержки в парламенте, но, в частности, и потому, что компартии терять здесь нечего - у нее лишь один свой губернатор, хотя насколько в условиях вертикали он "свой" для КПРФ, еще можно поспорить.
Да и в остальном почин по изъятию партбилетов у глав регионов выглядит бессмысленным. Скажем, почему запрет распространяется только на губернаторов? Мэрам и главам муниципальных образований, стало быть, можно состоять в партиях? И кто сказал, что формальное неучастие в деятельности политической партии гарантирует от использования ее ресурса на выборах? Как вообще это можно - "вытряхнуть" губернаторов из системы российской многопартийности, сколько бы несовершенной она ни была?
Начать с того, что партии наделены правом выдвигать своих кандидатов на губернаторский пост. Правда, это выдвижение может осуществляться только после консультаций с президентом. По данному пункту в кулуарах Госдумы временами возникает спор. Депутаты от партии власти утверждают, что консультации с президентом абсолютно необходимы. Депутаты от парламентской оппозиции ставят это под сомнение. Вот если бы, говорят они, президент был обязан одобрить предложенную кандидатуру - тогда другое дело. Но в данном-то случае речь о другом. О том, что партия имеет право предложить кандидатуру, а президент в ходе предполагаемых консультаций волен ее отклонить. Зачем же тогда предлагать? Зачем делать вид, будто у партий есть право реально влиять на избрание глав регионов? Это имитация свободных выборов, и только.
Нет, возражают другие участники спора, никакой имитацией тут и не пахнет. В чем имитация? В том, что партийцы советуются с президентом? Но это нормально. Президент ведь никому никого не навязывает. Он только помогает скоординировать процесс выдвижения, предостерегает от возможной кадровой ошибки, а в случае одобрения им какой-то кандидатуры разделяет с партией ответственность за ее выдвиженца. Сама процедура - публичная, открытая. Вместо кулуарных переговоров и подковерных интриг.
Это вечный спор. Одни говорят: сначала создадим устойчивую демократию, а затем с ее помощью реформируем политическую систему. Другие - нет, только реформировав политическую систему, мы сможем создать устойчивую демократию.
Но вернемся к праву партий выдвигать кандидатов на губернаторский пост. Очевидна сегодняшняя несовместимость партийной карьеры с государственной (если речь не идет о "Единой России"). Проблема, заметим, не новая. Просто в нынешние времена о ней забыли, и не было повода вспомнить. А вот в начале 90-х целый ряд регионов пребывал, например, под правлением губернаторов-коммунистов. В политической географии страны тому даже было название - "красный пояс". Он обхватывал центральные области России, главы которых выступали единой командой и свое несогласие с курсом Кремля выражали открыто, не стесняясь участия в краснознаменных митингах. Сколько крови они попортили Ельцину! Особенно - брянский губернатор Юрий Лодкин. В апреле 1993 года сокрушительной критикой режима он впервые добился избрания на пост главы администрации. А уже в конце сентября, поспешив в Белый дом на подмогу Руцкому и Хасбулатову, навлек на себя президентский гнев, был с треском снят с поста, едва не угодил в "Лефортово".
Но бывало и по-другому: заняв государственный пост, член политической организации, а то даже и ее лидер начинал вести себя как Иван, не помнящий партийного родства. Тогда товарищи ему напоминали, откуда он, собственно, родом и кого представляет во власти.
Между тем губернаторский век продлевается не решениями партийных съездов и пленумов, а продуктивной работой. Четким, отлаженным взаимодействием с федеральным правительством. Трансфертами, кредитами, субвенциями, поступающими из центра. Реальная власть живо приводит в чувство любого, даже самого ярого оппозиционера.
Сегодня в России лишь семь беспартийных губернаторов. При этом более 70 из них являются членами "Единой России", по одному губернатору состоят в КПРФ и ЛДПР.
Кандидатам на государственные посты (в тех редких случаях, когда они выдвигаются не "Единой Россией") приходится так или иначе выбирать между партией и властью. Но решение этой проблемы не в том, чтобы у всех губернаторов отобрать партбилет, а в том, чтобы принадлежность к правящей партии не служила основным пропуском во власть и чтобы членство в иной партии не было главным тому препятствием.