- За счет чего в первую очередь удалось сократить расходы казначейства?
- Одна из первых задач, которые мы поставили перед собой, - проанализировать имущественный комплекс. Наши сотрудники часто сидят на неоправданно больших площадях. В результате этой работы за два года нам удалось высвободить около 29 тысяч квадратных метров арендуемых площадей. Из тех помещений, которые принадлежат Российской Федерации и находятся на праве оперативного управления у Федерального казначейства, мы передали другим федеральным органам исполнительной власти или сдали в казну около 58 тысяч квадратных метров площадей. В пересчете на деньги нам удалось сэкономить 80 миллионов рублей в год на содержании и аренде помещений.
- Наверное, это помогло уменьшить траты и на ремонт зданий, в которых работают сотрудники казначейства?
- Траты на капитальный ремонт помещений, в которых располагается казначейство, сократились не только за счет отказа от площадей. В рамках ведомства была разработана система, которая позволяет уйти от субъективного подхода при оценке необходимости ремонта. Мы создали единую базу недвижимого имущества. И не в сухих цифрах, а в наглядных изображениях. Теперь по каждому объекту есть картинка, которая дает четкое представление, как выглядит здание в данный момент. Информация актуализируется раз в полгода, поэтому существенных отличий с реальным положением дел быть не может. При рассмотрении запросов на ремонт мы смотрим материалы базы и оцениваем: действительно ли помещение нуждается в ремонте. Поэтому получить денег на обновление помещения, которое ремонтировалось совсем недавно, не получится.
- Сокращение площадей привело к уменьшению расходов на их содержание?
- Основные средства в этой области были сэкономлены за счет вывода сотрудников, задействованных в эксплуатации помещений, на инсорсинг. Мы создали специализированное подразделение - федеральное казенное учреждение. В него были переданы обеспечивающие функции: эксплуатация зданий, транспортное обслуживание сотрудников, связь, все материально-техническое обеспечение. Сейчас эта схема действует в Московском регионе, в дальнейшем ее планируется распространить по другим субъектам РФ.
- Зачем это нужно?
- Это позволяет не держать в штате узкоспециализированных сотрудников. К примеру, для эксплуатации лифтов нужны люди с определенной квалификацией и разрешением работы на опасных объектах. Они должны каждый год проходить аттестацию, подтверждать свои знания. И оплатить их обучение должен работодатель. Держать в штате таких сотрудников дорого и неразумно. Их нанимает казенное учреждение или даже привлекает со стороны, на аутсорсинг.
- Что меняет такой подход? Ведь сотрудник все равно получает заработную плату.
- Основная мысль в том, что круг государственных служащих должен быть ограничен. Если ты кадровик, финансист, технический специалист - ты не должен числиться на государственной службе, так как госслужащего достаточно дорого содержать. Вы скажете: все равно человек получает ту же зарплату? Но у госслужащих есть соцпакет. А любую социальную нагрузку можно пересчитать в денежном эквиваленте.
- К вопросу о дороговизне госслужащих. Одним из способов снижения расходов называлось сокращение количества сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Какая работа в этой области проведена казначейством?
- С 2010 года численность сотрудников в Федеральном казначействе сократилась на 20,8 процента. Напомню, что норматив был установлен для всех федеральных органов исполнительной власти в размере 20 процентов. Но мне не нравится слово сокращение, уместнее будет назвать это оптимизацией. Раньше у нас была трехуровневая система ведомства. Сейчас часть функций мы подняли на один уровень, уменьшив число задействованных сотрудников. К примеру, в каждом муниципалитете был работник, который занимался госзакупками. На всю Владимирскую область таковых было 40, а теперь они работают на уровне управления и их всего 5 человек. Та же работа проведена с кадровиками. Их численность на уровне регионов удалось уменьшить с 70 до отдела в управлении из 15 человек.
- Сколько всего должностей было упразднено?
- Около 11 тысяч. Но опять-таки мы к этому готовились. Если люди уходили на пенсию, мы перераспределяли их работу по отделу и не набирали новых людей. И это тоже работало на экономию. Потому что если сокращать работающего человека, он должен получить выходное пособие и все соответствующие выплаты. Не нанимая никого на вакантную должность, нам удалось избежать увольнения определенного процента сотрудников и выплаты по случаю их сокращения.
- Какая работа была проведена по уменьшению расходов на содержание сотрудников?
- Мы разработали так называемые нормы положенности. То есть определенной должности соответствует зарегламентированный стандарт обеспечения транспортом, связью и т.д. Сотруднику положен кабинет, оборудованный соответствующей мебелью и техникой. И нельзя попросить больше, чем положено.
Теперь достаточно посчитать количество работников подразделения, их квалификацию и по специальной формуле вычислить расходы коллектива. Если реально затраченные суммы оказываются больше положенного, руководство подразделения получает задание сократить траты. Конечно, это делается не в один момент. Дается время, для того чтобы были выработаны оптимальные решения, которые не отразятся на обеспечении подразделения и эффективности труда.
- Еще одной идеей по сокращению расходов было устранение дублирующих функций как внутри одного ведомства, так и между федеральными органами исполнительной власти. Вы рассматривали возможность устранить выполнение сотрудниками одних и тех же задач?
- В марте прошлого года в Новосибирске проводилось совещание, на котором глава минфина Антон Силуанов привел такие цифры: у нас в стране около нескольких сотен тысяч государственных служащих, для них считают заработную плату примерно десять тысяч бухгалтеров. Он заявил, что можно было бы сконцентрировать их в одном ведомстве, к примеру, в Федеральном казначействе.
Сейчас в одном из регионов мы начинаем пилотный проект, если он будет успешен, его можно будет тиражировать на уровне территориальных органов Федерального казначейства. Но не мы решаем, станет ли казначейство единой бухгалтерией для всех федеральных органов исполнительной власти. Хотя технически это возможно. Современные технологии позволяют вести бухгалтерию удаленно. А расчет зарплат госслужащим происходит по одному стандарту, поэтому в нем может быть задействован небольшой коллектив служащих.
Примеры подобных решений уже есть. Опыт единой бухгалтерии реализован за рубежом. К примеру, казначейство Финляндии занимается не только расчетом заработной платы, но и кадровым обеспечением всего госсектора страны.
- Так как сокращение расходов затрагивает все федеральные органы исполнительной власти, проводится ли какой-то обмен опытом с коллегами?
- Да, и нам есть чему учиться. МВД, ФМС, ФАС, Росимущество - очень многие федеральные органы исполнительной власти достаточно эффективно ведут работу по сокращению расходов, и они открыты для обсуждения результатов этой работы. Мы проводим совместные совещания, на которых обмениваемся опытом.
- Есть такое мнение, что на самом деле экономия носит временный характер: сейчас к определенному сроку федеральные органы исполнительной власти сократят свои расходы и штат, а потом появятся новые задачи и финансирование снова увеличится. Что вы думаете по этому поводу?
- Тенденция идет на сокращение, на оптимизацию. Дело в том, что появляется все больше информации о работе государственных органов в открытых источниках. Сейчас каждый госзаказчик прежде чем принять то или иное решение о закупке, подумает: а ведь завтра я все это вывешу в официальную сеть. Уже сегодня этот механизм работает на сокращение расходов государственных органов. А завтра те организации, которые являются заказчиками строительства, станут обнародовать сметы. И любой гражданин путем нажатия нескольких клавиш сможет оценить их. Государственная система все больше открывается, и со временем каждый налогоплательщик сможет стать контролером нашей деятельности.