Новости

11 марта 2013 г.

Проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Опубликован 11 марта 2013 г.

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; 2003, № 27, ст. 2700; ст. 2717; № 46, ст. 4440; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; 2005, № 13, ст. 1077; № 30, ст. 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 31, ст. 4007; 2008, № 52, ст. 6227; 2009, № 23, ст. 2776; 2010, № 1, ст. 1; № 30, ст. 4006; 2011, № 1, ст. 10; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4601; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 31, ст. 4320) следующие изменения:

1) дополнить статьей 6.3.1 следующего содержания:

"Статья 6.3.1. Нарушение правил содержания собак и кошек

Нарушение правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей.

Те же нарушения, повлекшие причинение ущерба здоровью или имуществу граждан, -

влекут наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.";

2) в статье 23.3:

а) в части 1 слова "предусмотренных статьями 8.22" заменить словами "предусмотренных статьями 6.3.1, 8.22";

б) в пункте 9 части 2 слова "предусмотренных статьей 12.1" заменить словами "предусмотренных статьями 6.3.1,12.1".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Пояснительная записка

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек) разработан в целях упорядочения привлечения к административной ответственности граждан, не соблюдающих правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации (например, Определением от 14 декабря 2011 года № 64-Г11-36 и др.) установлено, что на территории Российской Федерации по вопросу содержания собак и кошек действует Постановление Совмина РСФСР от 23 сентября 1980 года № 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР". Региональный законодатель не вправе устанавливать административную ответственность за нарушения в области правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также иными подзаконными актами: Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, СанПиН 3.2.1333-03", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 года № 105; санитарными правилами СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 января 2011 года № 6; "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2 Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 апреля 1998 года № 16; "Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", утвержденными Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 года, Минсельхозом РСФСР 24 июня 1981 года, Минздравом РСФСР 24 июня 1981 года, Минюстом РСФСР 3 июля 1981 года.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 81-АПГ12-1 также указано: "…региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных и птиц (статья 18 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ), таким образом вторгся в компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, ибо квалификация данного правонарушения не исключается по статье 6.3 КоАП Российской Федерации (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия), на что указывают объект и объективная сторона правонарушения". Аналогичная позиция содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 46-АПГ12-14 (и нескольких других).

Следовательно, необходимо урегулировать эти правоотношения на уровне федерального закона.

Вместе с тем, актуальность проблемы, связанной с нарушениями установленных правил содержания собак и кошек, подтверждается цифрами статистики. Так, в течение 2010 года сотрудниками полиции к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.4 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" был привлечен 361 человек, за 11 месяцев 2011 года - 671.

В настоящее время в связи с отменой статьи 5.4 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", предусматривающей ответственность за нарушения установленных правил содержания собак и кошек, и отсутствием данной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях обратившиеся в органы власти с жалобами о нарушениях правил содержания собак и кошек граждане получают отказ в их удовлетворении в связи с отсутствием оснований для привлечения правонарушителей к ответственности. Так, в течение 3 месяцев 2012 года сотрудниками территориальных подразделений внутренних дел Ивановской области рассмотрено 107 заявлений по фактам нарушения правил содержания собак и кошек. Материалы проверок по указанным фактам после рассмотрения списаны в накопительное дело, в результате чего граждане, нарушившие правила содержания собак и кошек, ушли от какой-либо ответственности.

Настоящий законопроект позволит устранить существующие пробелы законодательства.

На основании изложенного считаем необходимым принять Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек).