Россия взяла курс на деофшоризацию

Россия движется курсом на деофшоризацию страны. Пересматриваются соглашения об избежании двойного налогообложения. Заключаются договоренности об обмене информацией. Но офшоры не сдают позиции, на смену одним приходят другие.

С каждым годом налоговики повышают качество доказательной базы по сделкам с участием низконалоговых юрисдикций. "Налоговые органы применяют всевозможные концепции - такие как получение необоснованной налоговой выгоды, совершение мнимых и притворных сделок. В течение последних двух лет прослеживаются попытки применения концепции бенефициарного владельца. Кроме того, инспекторы активно используют информационные запросы в адрес иностранных государств", - говорит Николай Баранов, партнер Noerr (РФ).

В 2013 году компаниям становится все сложнее работать с Кипром, Швейцарией и Люксембургом. Закрытые ранее для получения информации о владельцах компаний и счетов территории сегодня подписали соглашения о предоставлении сведений российским налоговым органам. Кипр даже был официально исключен из списка офшоров в России.

Во многих странах мира с 2012-2013 годов ужесточается законодательство по обеспечению "прозрачности" офшорных зон. Но в большинстве офшорных территорий стран Европы условия для притока капиталов и компаний, напротив, упрощаются.

Некоторые государства пытаются сохранить "добрососедские" отношения и свои офшоры, говорят эксперты конференции "Офшоры: обзор основных изменений в 2012-2013 гг.". Аналитик КЛИФФа Дарья Невская отмечает, что в британской офшорной политике вводимые с апреля-мая 2013 года меры по раскрытию информации об иностранных инвесторах и ограничению сделок зарубежных компаний с недвижимостью практически не касаются офшорных зон. Правда, по словам Дарьи Невской, Лондон намерен усилить контроль за офшорами на Нормандских островах (вблизи Франции) и Гибралтаре, что связано с ужесточением соответствующей политики в Евросоюзе. С 2012 года давление со стороны Лондона проявляется в отношении Каймановых островов, которые обязаны повысить налоговое бремя для инофирм и раскрыть информацию о зарегистрированных на офшорной территории зарубежных компаниях.

США тоже не торопятся расставаться со своими офшорами. Елена Кордюкова, замдиректора по юридической работе департамента международного налогового планирования юридической компании КЛИФФ, говорит: "Ужесточения налоговой политики в отношении иностранного бизнеса, планируемые с 2014 года, пока не полностью будут распространяться на автономные территории или протектораты Соединенных Штатов (Пуэрто-Рико, Восточное Самоа, часть Виргинских островов, Соединенные Штаты Микронезии. - Прим. ред.)".

Одной из основных "гаваней" для российских капиталов является Карибско-Центральноамериканский регион. Он становится все более популярным в связи с прессингом офшорного бизнеса в европейских странах (см. карту). Но на эту роль последние годы претендует и Латвия. Причем, по мнению Юрия Блажевича, старшего юриста "Ай Си Ай" (Украина), основная ориентация страны направлена на приток капитала из России. С января 2013-го в Латвии освобождаются от 15%-ного подоходного налога доходы местных фирм от продажи акций или долей инофирм и доходы в виде дивидендов. А также дивиденды, выплачиваемые латвийскими фирмами в пользу нерезидентов.

Одной из основных "гаваней! для российских капиталов является Карибско-Центральноамериканский регион

Такой же "гаванью" становится Голландия с введением в действие (с ноября 2012 г.) Закона "Об упрощении законодательства о частных компаниях". Как отметил аналитик КЛИФФа Альберт Юсуфов, главные преимущества этого закона таковы: отмена требований к минимальному акционерному капиталу; возможность деноминации капитала в любой валюте; отмена требований по открытию банковского счета при регистрации любой компании и по обязательности наличия объявленного этой компанией капитала.

В большинстве случаев допустимость сделки с офшорной компанией определяется судебной практикой, которая активно меняется с каждым новым решением арбитров. Наиболее сомнительными считаются роялти в адрес иностранной фирмы, так как при покупке авторских прав не происходит как такового движения товаров.

Выплаты средств в адрес материнской компании также часто оспариваются налоговиками. Головная организация несет расходы по маркетингу, менеджменту, IT, которые возмещаются "дочкой". У нас в законодательстве нет четкого механизма передачи этих денег. Компании оформляют движение средств договорами оказания услуг. Сейчас все мы следим за делом Бритиш американ табако (БАТ), посвященным этому вопросу. Решение арбитражного суда было в пользу налогоплательщика. Но апелляционное решение вынесено против него.

Общие рекомендации сводятся к тому, что, если у компании есть такие договоры на оказание услуг материнской организации дочерней фирме, нужно обратить внимание на их документальное подтверждение. Просто акта и договора для этого уже недостаточно. Нужно проводить детальный анализ, какие услуги оказываются и почему эти работы не могут быть выполнены самой организацией.

МЕЖДУ ТЕМ

Крупнейшим офшорным центром региона остаются Британские Виргинские острова: здесь сосредоточено свыше трети объема капиталов, "ушедших" на Карибы из распавшегося СССР. Далее следуют другие британские острова региона (примерно 20%), затем - голландские острова и бывшие британские колонии Карибского бассейна (включая Белиз и Ямайку). Единственные страны и территории региона, где пока сохраняются жесткие "антиофшорные" ограничения, - это Куба и французские острова (Гваделупа, Мартиника, Дезирад, Сен-Бартелеми, французская часть о. Сен-Мартен).