20.03.2013 19:25
    Поделиться

    Уральская многодетная семья попала в проект "Россия без сирот"

    В совместном проекте "Российской газеты" и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка "Россия без сирот" рассказывается о 170 российских семьях, взявших на воспитание детей-сирот. Свердловскую область в издании представляют Вера и Владимир Омельковы из Артей: кроме двух родных сыновей в семью взяли трех девочек - Алену, Машу и Леночку: старшая - умелица, средняя - красавица, младшая - умница.

    Бантик в нагрузку

    Арти - небольшой рабочий поселок, райцентр с населением в 13 тысяч человек. Он возник вокруг завода по производству иголок, серпов и кос, который сейчас особо процветающим не назовешь. Другое известное учреждение в Артях - геофизическая обсерватория, где наблюдают за магнитным полем Земли, сейсмическими явлениями и ионосферой. Несмотря на научные прорывы и уникальный ассортимент заводской продукции, поселок выглядит несколько сонным. Еще недавно по его улицам бродили коровы.

    Омельковы раньше тоже держали трех коров. Они живут почти в центре поселка в добротном и уютном доме на 99 "квадратов", при огороде в восемь соток с двумя огромными теплицами. Все блага цивилизации - водоснабжение, канализацию - семейство обеспечивает себе самостоятельно.

    Вера - домохозяйка. Владимир "таксует" - оформил индивидуальное предпринимательство и занимается транспортными перевозками, под его началом несколько машин. Так что, по словам Омельковых, живут они вполне нормально, не нуждаются. Оба их сына в прошлом году летом женились, зажили своими семьями, разом выпорхнув из-под маминого крыла. С родителями остались три приемные девочки.

    В семью их брали по очереди. Старшую, Алену, взяли, когда сыновья переживали тяжелый подростковый период: одному было 15, другому -  12. "Муж меня поддержал, сыновьям я все объяснила, и они согласились", - рассказывает Вера.

    - Хотелось, чтобы в семье были именно девочки, ведь свои у нас мальчишки. Можно сказать, что мне надоели штаны! - смеется Вера Омелькова. - Хотелось бантиков, рюшечек…

    Работа на троих

    Омельковых сразу предупреждали, что у Алены проблемы со здоровьем: "Ну и что, все дети болеют!" Вторая, Маша, попала к ним из детдома практически необследованная. Позже выяснилось, что у девочки эпилепсия.

    Сейчас Алене 16 лет, Маше - 14, учатся в одном классе: заканчивают девятый по коррекционной программе для детей с ограниченными возможностями. Омельковы уже подыскивают учебное заведение для их дальнейшего профессионального обучения.

    - Думаю, скорее всего, отправим их в Камышлов. Алена пойдет учиться на швею или вязальщицу трикотажного полотна. А Маша - на штукатура. Она шустрая, бойкая, ей эта профессия как раз подойдет.

    Младшая, Леночка, ходит в первый класс, учится хорошо. У нее проблем со здоровьем нет: "Она, скажем так, наш приз", - говорят родители.

    У сестер, как и в любой семье, не обходится без конфликтов: "Поссорятся - потом помирятся: свой своему поневоле друг". Раньше девочки часто спорили из-за домашних дел. "А я не хочу", "а почему я", "а я вчера подметала" - такие манифесты выслушивает любой родитель. Вера решила проблему кардинально и эффективно - установила дежурства по неделе. Одна на кухне - моет посуду, наводит чистоту, готовит, если есть желание. Другая отвечает за полы во всем доме. Третья убирает гостиную. Порядок в своих комнатах дочки поддерживают сами. По субботам идет передача дежурства с рук на руки: та, которая заступает на пост, внимательно смотрит, все ли чисто, в противном случае та, что пост сдает, проводит "работу над ошибками".

    У девочек разный темперамент: если Алена задумчивая и меланхоличная, то Маша взрывная, гиперактивная. Леночка считается еще маленькой, но "замечательно моет посуду". Поблажек ей не положено, дежурит на общих основаниях.

    - Мы в деревне живем, дети у нас небалованные. Я и мальчишек своих не баловала, когда они росли. Считаю, человек в жизни должен быть реалистом. Даже в детстве, - такое родительское кредо исповедует Вера. - Моя обязанность как приемной мамы - научить ребенка всему. Когда держали трех коровок, их работа была - пригнать. Маша и доить умеет.

    Мамина гордость

    С коровами пришлось расстаться из-за проблем с выпасом: не хотят артинцы работать пастухами, работника по такой специальности днем с огнем не найти. Из живности у Омельковых - курицы, три собачки и кошка. Свиней не держат после того, как глава семейства перенес инфаркт, получил группу инвалидности, и свинина стала для него "вредным мясом". В семье вообще придерживаются правил здорового питания, стараются отказаться от тортов и других сладостей - разве что по праздникам. Зато Маша частенько балует родных блинами, которые любит и умеет печь.

    - Вам, наверное, скучновато - нечем заняться при таких помощницах? - спрашиваем мы у Веры.

    - Да что вы! - смеется она в ответ. - На мне самая сложная работа - руководить.

    Девочки - мамины дочки, папа работает: приехал - уехал, дочерьми больше занимается Вера. Она с гордостью показывает толстую папку, где собраны грамоты и дипломы ее дочерей. Маша - спортсменка: бегает на лыжах, собрала небольшую коллекцию медалей. Девочки получили признание как искусные вышивальщицы, Алена даже заняла первое место в районном конкурсе.

    Вся семья - "жаворонки": у Омельковых заведено, чтобы в девять вечера все уже были дома, а отбой - в половине десятого. По вечерам "три девицы под окном" вместе с мамой занимаются рукоделием, предпочитая глади вышивку крестом.

    - Я не считаю чем-то из ряда вон выходящим взять в семью приемных детей. Почему нет? - говорит Вера Александровна. - У меня мама, можно сказать, воспитывалась в приемной семье. Так получилось, что ей не было и года, когда она потеряла родителей. И ее взяла тетка - моя двоюродная бабушка. И бабушка, и дед так много мне дали... Когда мне было лет двенадцать, скажем так, "добрые люди" шепнули, что бабушка-то мне не родная! Помню, прибежала домой к маме: как же так, говорю… А она мне сказала слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Не та мать, что родила, а та, что вырастила".

    Кстати

    Заксобрание Свердловской области обсуждает пакет законопроектов, касающихся помощи обездоленным детям. Речь идет о поправках сразу в три областных закона. Первый - "О денежных средствах на содержание ребенка под опекой или попечительством". Сейчас все семьи, где воспитываются такие дети, получают из областного бюджета 6539 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента). Законопроект предлагает уйти от уравниловки.

    - Мы намерены ввести дифференциацию в зависимости от возраста ребенка, взятого под опеку или попечительство, - поясняет областной министр соцполитики Андрей Злоказов. - Если он старше семи лет - увеличить размер выплаты на десять процентов, если старше двенадцати - на 15 процентов. Если ребенок - инвалид, размер базовой выплаты увеличится на 30 процентов.

    Другая инициатива подразумевает изменение закона "О мерах соцподдержки приемных семей". Сейчас каждый приемный родитель из двух получает 2300 рублей в месяц на одного ребенка, если родитель у приемного ребенка один - он получает 4950 рублей. Вознаграждение для приемных родителей будет индексироваться с применением районного коэффициента. Кроме того, выплату увеличат на 30 процентов, если семья взяла на воспитание ребенка старше десяти лет.

    Третий законопроект предусматривает увеличение единовременных выплат при усыновлении. Депутаты поддержали предложение губернатора Евгения Куйвашева. Теперь на Среднем Урале усыновители детей-инвалидов будут получать по 300 тысяч рублей, 150 тысяч - усыновители детей старше 10 лет, а также братьев и сестер, остальные - по 50 тысяч.

    Поделиться