Вчера в СМИ возникла новая волна слухов о том, что балетоманы Англии готовы бойкотировать предстоящие в июле-августе гастроли Большого театра в лондонском "Ковент-Гардене", якобы возмущенные тем, каким варварским способом решается в прославленных стенах производственный конфликт. Мы попросили прокомментировать эту информацию одного из самых авторитетных балетных критиков Великобритании Клемента Криспа.
- Мы любим Большой с 1956 года, когда он впервые приехал в Лондон на гастроли, которые сделали для отношений Советской России и остального мира столько, сколько не могли сделать никакие политики. Это было очень важно. Мы поняли тогда, как прекрасен русский балет, мы влюбились в его артистов - Уланову, Стручкову... Я был там ребенком! Мы полюбили Большой с тех самых пор!
Советский, русский балет был прекрасен. Он был и остается нашей любовью. И в 60-е, когда Лилиан и Викор Хоххаузер привезли в Лондон выдающихся музыкантов - Рихтера, Когана, а затем Большой и Кировский, это еще больше усилило понимание между Советской Россией и остальным миром. Оно возникало вновь и вновь, несмотря ни на что, прежде всего благодаря гениям русской культуры. Они открывали Великобритании и всему миру русскую душу и общее понимание русского искусства.
И когда режим в России изменился, когда страна стала свободной, мы продолжали любить и познавать русскую культуру и русский мир через музыкантов, танцовщиков, певцов. Мы любим Светлану Захарову, Ольгу Смирнову - всех этих божественных балерин сегодняшнего Большого. И никто, уверяю вас, никто из английских любителей балета не думает изменять свое отношение к этому театру и к его гастролям из-за тех сложностей, которые переживает сегодня знаменитая труппа.
Мне кажется, что глупые и циничные статьи и репортажи на веб-сайтах и телеканалах о том, как в свете скандала изменился Большой театр - не только лживы, но и опасны.
Что касается якобы бойкота, то это просто чушь, нонсенс. Нам очень жаль того, что произошло в Большом, нам очень жаль господина Филина, нам понятно, что напряжение в театре сейчас огромно. Но дело в том, что в каждой большой балетной и оперной труппе существуют сложности, напряжения, трения, разочарования, непомерные амбиции. Мне как-то сказал Григорович, что когда в труппе более 200 танцовщиков, сохранять эмоциональный баланс весьма трудно.
А господин Иксанов, которого я хорошо знаю в течение десяти лет, необыкновенно мудро руководил театром в сложнейший период его реконструкции. Я надеюсь, что его мудрость поможет ему и теперь. Он должен делать именно то, что он делает, именно то, что считает нужным. Подлые и глупые люди есть везде, но труппа должна доверять своему административному и художественному руководству, тому, что делают Иксанов и, разумеется, Филин.
Английская аудитория обожает Большой балет, и нынешний скандал никак не может повлиять на эту любовь. Я знаю многих людей, в том числе моих друзей, которые уже забронировали абонементы на предстоящие гастроли.