24.03.2013 23:00
    Поделиться

    ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в РФ на 2013-2017 годы"

    ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"
    Дата подписания: 16.03.2013Опубликован: 24.03.2013

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа).

    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.

    3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

    оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых программ создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

    представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения об исключении из федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" начиная с 2013 года мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях ликвидации дублирования мероприятий, предусмотренных указанной программой, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д.Медведев

     Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 25.03.2013, N 12, ст. 1326.

     

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

    ПАСПОРТ
    федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

    паспорт

    I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

    В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

    Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного и природного характера, актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.

    В настоящее время в Российской Федерации функционируют такие службы экстренного реагирования, как служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.

    На сегодняшний день накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и в основном решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб с соответствующими экстренными оперативными службами.

    Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, высокая плотность населения в городах, большое количество мест массового пребывания людей, значительный уровень террористической угрозы и т. д. поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые, более высокие, требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях).

    Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы экстренных оперативных служб приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, недостаточным уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

    Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10 процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной оперативной службы.

    Актуальность проблемы обусловливается сохранением значительного количества погибших и пострадавших людей, а также значительными размерами прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году количество умерших от внешних причин смерти составило 216867 человек.

    Следует отметить, что наиболее тяжкими последствиями отличаются происшествия и чрезвычайные ситуации, требующие именно комплексного реагирования.

    Важнейшим показателем эффективности действий экстренных оперативных служб является время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствий происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).

    Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова (сообщения о происшествии) до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

    Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15-25 процентов. В результате этого число погибших и пострадавших, а также общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7-9 процентов.

    Минимальный эффект достигается для простых ситуаций с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо комплексное реагирование.

    Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования, создание и организацию функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, подсистем приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.

    Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта зарубежных стран и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях), является создание системы-112.

    В результате реализации федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа) прогнозируется снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан Российской Федерации, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Программа обеспечит решение части задач в рамках разрабатываемой государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

    Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу "Антитеррор".

    При этом сохраняется возможность осуществить вызов экстренных оперативных служб пользователем услуг связи посредством набора номера, предназначенного для вызова отдельной экстренной оперативной службы (в настоящее время это номера "01", "02", "03" и т. д.).

    В соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1240-р, осуществлялось пилотное внедрение системы-112 в Астраханской, Калужской и Курской областях. В Астраханской и Калужской областях за счет собственных средств было выполнено техническое проектирование системы-112.

    В Курской области в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Курской области на основе софинансирования развернута пилотная зона системы-112.

    В ходе практического создания системы-112 было определено, что ключевой проблемой является неготовность инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб для обеспечения работы единого номера "112". В Курской области было выявлено частичное отсутствие единых дежурно-диспетчерских служб или низкий уровень их автоматизации в районных центрах муниципальных образований, слабая подготовленность кадрового состава, а также отсутствие информированности населения о создании системы-112.

    Как показал опыт, задачи, которые необходимо решить для создания системы-112 надлежащего качества, требуют иных подходов к этой проблеме. Это связано с целым рядом объективных причин, в том числе с организационной и технической неготовностью дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб к работе в рамках системы-112. Не готовы к развертыванию системы-112 ее информационная и телекоммуникационная составляющие, причем практически по всем регионам страны.

    Не создана учебно-методическая база для подготовки оперативного, диспетчерского и руководящего персонала системы-112, не проведена работа по информированию населения о создании новой системы вызова экстренных оперативных служб и порядке ее использования.

    Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных оперативных служб. Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных оперативных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы. Необходимостью ее решения обусловлено принятие следующих документов:

    распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1240-р об одобрении Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

    Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";

    поручение Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. N ВП-П10-903 о проработке предложения о проекте федеральной целевой программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации;

    распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 716-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2012-2017 годы".

    При полномасштабном развертывании системы-112 в Российской Федерации потребуются существенные капитальные вложения, составляющие значительную долю от планируемых затрат и определяющие потребность в государственных инвестициях.

    С учетом уровня риска гибели людей и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации, эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области обеспечения безопасности населения.

    Государственное управление созданием системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Недостаточно разработан механизм координации действий органов исполнительной власти на федеральном уровне, что ведет к определенной разобщенности при создании системы-112, организации ее функционирования и использования. Действующие нормативные правовые акты не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.

    Реализуемые в субъектах Российской Федерации мероприятия носят эпизодический характер, система-112, отвечающая в полном объеме требованиям Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958, не создана целиком ни в одном субъекте Российской Федерации.

    В сложившейся ситуации для обеспечения решения указанных проблем в приемлемые сроки требуется использование механизма федеральных целевых программ.

    Такой подход позволит обеспечить снижение потерь населения и повышение экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Работы по созданию и развертыванию системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Применение механизма федеральных целевых программ при создании системы-112 в субъектах Российской Федерации обосновано прежде всего:

    высокой социальной значимостью проблемы и ее комплексным характером;
    необходимостью обеспечить единую научную, техническую и информационную составляющие в работах по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации;
    необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам;
    необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач по приоритетным направлениям;
    долговременным характером и масштабами получения эффекта от внедрения системы-112.

    Применение механизма федеральных целевых программ позволит обеспечить при решении проблемы комплексность и системность на основе:

    определения целей и задач Программы, состава и структуры мероприятий;
    повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности населения;
    повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

    При применении механизма федеральных целевых программ будут осуществляться:

    развитие и использование научного потенциала при исследовании реагирования экстренных оперативных служб при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций;
    внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность экстренных оперативных служб;
    совершенствование координации действий экстренных оперативных служб при оперативном реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях) населения;
    внедрение современных методов обучения.

    Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого научно обоснованного и системного воздействия государства на объекты управления с целью повышения безопасности населения.

    Развертывание системы-112 в субъектах Российской Федерации без использования механизма федеральных целевых программ предполагает следующие источники финансирования:

    за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление текущей деятельности;

    за счет средств, запланированных в федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 555, на совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов системы ГЛОНАСС.

    При таком варианте решения проблемы предполагается:

    развертывание системы-112 в 2-3 субъектах Российской Федерации в год;
    поэтапная модернизация системы-112 и интеграция с ней экстренных оперативных служб;
    обучение персонала системы-112 на существующей учебной базе, не учитывающей специфику функционирования системы-112 и не отвечающей современным требованиям.

    В результате для полномасштабного развертывания системы-112 на территории Российской Федерации потребуется не менее 25 лет.

    Уровень реагирования экстренных оперативных служб будет оставаться низким, сохранится тенденция роста числа погибших и пострадавших.

    При таком подходе основными недостатками в обеспечении эффективного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы (сообщения о происшествиях) населения без использования механизма федеральных целевых программ по-прежнему будут являться:

    организационная разобщенность и автономная структура управления органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления;

    невозможность полного и эффективного использования комплексного подхода при развертывании системы-112 в субъектах Российской Федерации;

    отсутствие системного планирования комплексных действий и использования ресурсов экстренных оперативных служб;

    отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по созданию системы-112, а также последовательности их реализации;

    длительный период, необходимый для достижения требуемого уровня взаимодействия экстренных оперативных служб.

    Таким образом, решение поставленной задачи без использования механизма федеральных целевых программ сделает невозможным достижение конечных результатов в приемлемые сроки и приведет к росту затрат по сравнению с использованием метода программно-целевого планирования.

    Решение проблемы снижения потерь населения при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций в результате повышения оперативности реагирования экстренных оперативных служб будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.

    При подготовке проекта Программы были проанализированы следующие варианты проведения мероприятий для развертывания системы-112 по всей территории Российской Федерации:

    обеспечение минимизации расходов;
    обеспечение сбалансированного развертывания системы-112;
    обеспечение интенсивного развертывания системы-112.

    Первый вариант реализации Программы предполагает выполнение только первоочередных мероприятий по обеспечению развертывания системы-112 для максимальной экономии средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включающих создание информационно-технической компоненты системы-112, а также создание телекоммуникационной составляющей системы-112 только на территориях, не имеющих необходимой инфраструктуры сети связи общего пользования, обучение персонала системы-112 дистанционным способом и информирование населения с использованием ресурсов телерадиовещания.

    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 16242,04 млн. рублей.

    Предполагается, что количество погибших и пострадавших, а также общий размер ущерба населению и территориям сократятся в меньшей степени, чем при полномасштабном развертывании системы-112. Сокращение составит примерно 4 процента из-за ограниченности существующей телекоммуникационной составляющей, недостаточной проработки межведомственного взаимодействия и недостаточной степени подготовки персонала.

    Единственное преимущество этого варианта заключается в минимальном расходовании средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы. В части системных рисков такого подхода необходимо указать возможность недофинансирования или неритмичного финансирования проектов, которая возникает главным образом вследствие множественности несогласованных источников финансирования и увеличения длительности инвестиционной фазы проекта.

    Практически отсутствуют возможности управления указанными рисками при соблюдении главного условия варианта решения проблемы - минимизации расходов, а реализация любого из рисков будет означать неполное решение проблемы.

    Второй вариант реализации Программы предполагает сбалансированное поэтапное развертывание системы-112 в субъектах Российской Федерации. Определяются основные цели Программы, для их достижения осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий Программы при минимизации объемов финансовых средств, устанавливается очередность их реализации по признаку логической подчиненности и степени готовности конкретных субъектов Российской Федерации к проведению необходимых мероприятий при условии минимизации рисков, связанных со срывом запланированных сроков. Этот вариант обеспечивает полномасштабную разработку научно-методического обеспечения создания и функционирования системы-112. Предусматривается создание в необходимом объеме и в требуемые сроки информационно-технической и телекоммуникационной инфраструктуры системы-112, создание полноценной системы обучения персонала системы-112, проведение качественного первоначального обучения персонала системы-112 и организация пропаганды системы-112 среди всех групп населения с использованием различных способов информирования.

    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 22902,04 млн. рублей.

    Главными преимуществами стратегии сбалансированного развития являются оптимальное сочетание расходования финансовых средств бюджета, сроков выполнения мероприятий Программы и достигаемого эффекта, уменьшение вероятности возникновения и значимости рисков, наличие возможностей по управлению ими.

    Главным риском представляется возможность недостаточной готовности субъектов Российской Федерации к развертыванию системы-112 на своей территории. Управление риском планируется за счет гибкого ранжирования субъектов Российской Федерации по признаку готовности к началу проведения мероприятий.

    Третий вариант реализации Программы предполагает полномасштабное внедрение системы-112 на территории Российской Федерации до 2015 года включительно при интенсификации проведения мероприятий, по направленности аналогичных мероприятиям второго варианта. При этом предполагается выделение дополнительных средств федерального бюджета на решение задачи создания телекоммуникационной инфраструктуры системы-112 на территории Российской Федерации (исходя из неготовности сети связи общего пользования большинства субъектов Российской Федерации) путем проведения дополнительных мероприятий по созданию узлов обеспечения вызова экстренных оперативных служб и необходимых сетей связи и передачи данных для обеспечения функционирования системы-112, а также ускорения развертывания инфраструктуры системы-112 субъектов Российской Федерации.

    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 45145,81 млн. рублей.

    Преимуществом стратегии интенсивного внедрения системы-112 относительно стратегии сбалансированного развития является достижение поставленных целей в более короткий срок.

    Недостатком варианта интенсивного развертывания системы-112 является наличие риска фактической невозможности решения проблемы в определенной части субъектов Российской Федерации в столь ограниченный срок вследствие их недостаточной подготовленности. Необходимая последовательность проведения мероприятий определяет минимум временных затрат на подготовительные работы, проектирование, создание инфраструктуры сети связи и объектов системы-112 и ввод их в эксплуатацию.

    Наиболее предпочтительным с точки зрения гарантированного достижения решения проблемы, обоснованности и оптимизации бюджетных расходов по отношению к достигаемому эффекту, минимизации и управляемости рисков является второй вариант реализации мероприятий Программы (вариант обеспечения сбалансированного развертывания системы-112), который позволяет обеспечить достижение заявленной цели и соответствующих контрольных значений целевых индикаторов в приемлемо короткие сроки (до 2017 года) и создает условия для дальнейшего их снижения.

    Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 1.

    Применение механизма федеральных целевых программ позволит сконцентрировать финансовые средства, предусмотренные в других программах, и целенаправленно спланировать их распределение по мероприятиям, разработанным в соответствии с Программой, что обеспечит оптимальное их расходование.

    Программа будет входить в состав государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".


    II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения


    Основными целями Программы являются повышение безопасности населения Российской Федерации и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112".

    Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

    разработать научно-методическое обеспечение создания и функционирования системы-112;
    создать телекоммуникационную инфраструктуру системы-112;
    создать информационно-техническую инфраструктуру системы-112;
    дооснастить станции скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;
    создать систему обучения персонала системы-112 и обеспечить информирование населения.

    Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2013-2017 годы) посредством поэтапного развертывания системы-112 в субъектах Российской Федерации в зависимости от степени готовности необходимой инфраструктуры.

    В 2013 году предусматривается внедрение системы-112 в 3 субъектах Российской Федерации, в 2014 году - в 6 субъектах Российской Федерации, в 2015 году - в 2 субъектах Российской Федерации, в 2016 году - в 5 субъектах Российской Федерации и в 2017 году - в 67 субъектах Российской Федерации.

    Координацию работ по обеспечению функционирования и развития системы-112 в субъектах Российской Федерации после завершения Программы будут осуществлять территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    В качестве целевых индикаторов Программы приняты:

    доля населения Российской Федерации, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, в общем количестве населения Российской Федерации;

    количество субъектов Российской Федерации, в которых система-112 создана в полном объеме;

    доля субъектов Российской Федерации, в которых создана автоматизированная система управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи на базе системы-112 с использованием технологий системы ГЛОНАСС, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

    доля персонала системы-112 и сотрудников взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, прошедших обучение, в общем необходимом их количестве в Российской Федерации.

    Первый целевой индикатор позволяет оценить ход создания системы-112 в Российской Федерации в целом безотносительно завершенности работ в отдельных субъектах Российской Федерации. Второй и третий целевые индикаторы отражают создание системы-112 и автоматизированной системы управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации как завершенных и принятых в эксплуатацию систем. Четвертый (дополнительный) целевой индикатор предназначен для контроля над ходом обучения персонала как необходимым для реализации системы-112 процессом.

    Условием досрочного прекращения реализации Программы является существенное отставание достигнутых значений первых двух целевых индикаторов от плановых, представленных в приложении N 1 к Программе.


    III. Мероприятия Программы


    Система мероприятий Программы направлена на решение задач, востребованных на текущем этапе работ по развертыванию системы-112 и основанных на полученных ранее результатах.

    Мероприятия Программы формируются по следующим направлениям:

    разработка научно-методического обеспечения создания и функционирования системы-112;
    создание телекоммуникационной инфраструктуры системы-112;
    создание информационно-технической инфраструктуры системы-112;
    дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;
    создание системы обучения персонала системы-112 и организация информирования населения.

    В рамках первого направления планируется:

    разработка научно-методических документов, обеспечивающих организационные и технические мероприятия по созданию и вводу в эксплуатацию системы-112;
    разработка положения о подсистеме обеспечения защиты информации системы-112;
    разработка типового положения об информационном взаимодействии в рамках системы-112;
    разработка системно-технических требований к компонентам системы-112;
    разработка регламентов в области межведомственного информационно-телекоммуникационного взаимодействия в системе-112;
    разработка рекомендаций по созданию, опытной эксплуатации и развитию системы-112 в субъектах Российской Федерации.

    В рамках второго направления планируется:

    разработка системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации;
    развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации, в том числе:
    проектирование линий связи для присоединения системы связи объектов системы-112 к сети связи общего пользования;
    строительство новых и модернизация существующих линий связи для присоединения системы связи объектов системы-112 к сети связи общего пользования.

    Необходимые мероприятия по подготовке инфраструктуры сетей фиксированной и подвижной радиотелефонной связи к развертыванию системы-112 должны быть проведены операторами связи в соответствии с Федеральным законом "О связи".

    В рамках третьего направления планируется:

    разработка типовых моделей управления силами и средствами экстренных оперативных служб;
    разработка типовых моделей и алгоритмов определения ложных вызовов (сообщений о происшествиях);
    разработка типового технического проекта (требований) подсистемы обеспечения безопасности информации системы-112;
    разработка требований к типовой подсистеме консультативного обслуживания населения;
    разработка требований к подсистеме мониторинга, предназначенной для приема и обработки информации и сигналов, поступающих в дежурно-диспетчерские службы от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС";
    разработка технических требований по внедрению комплексной автоматизированной системы обмена информацией между субъектами Российской Федерации в рамках системы-112;
    разработка типового технического проекта информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы-112;
    разработка типовых технических решений центров обработки вызовов, резервных центров обработки вызовов, единых дежурно-диспетчерских служб в рамках системы-112;
    разработка типовых технических решений дежурно-диспетчерских служб в части интеграции с системой-112;
    разработка типовых программ и методик испытаний системы-112 и ее элементов;
    разработка типового комплекса средств автоматизации взаимодействия в рамках системы-112, а также с региональными центрами управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ситуационными центрами глав администраций субъектов Российской Федерации;
    разработка программного комплекса ведения словарей и классификаторов для обеспечения информационного взаимодействия в рамках системы-112;
    разработка типового программно-технического комплекса автоматизированной системы обработки вызовов и обмена информацией между субъектами Российской Федерации в рамках системы-112;
    разработка комплекса методик оценки эффективности функционирования системы-112 и ее компонентов;
    разработка типового положения и комплекта типовых регламентов по организации эксплуатации системы-112;
    создание базовой инфраструктуры системы-112 субъектов Российской Федерации;
    интеграция инфраструктуры муниципальных образований субъектов Российской Федерации с системой-112;
    интеграция дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти с системой-112;
    техническое, программное и информационное обеспечение апробации типовых решений и организации взаимодействия с сегментами системы-112 в рамках информационно-аналитической поддержки создания и функционирования системы-112;
    разработка программно-аппаратного комплекса мониторинга и ведения Единого реестра системы-112;
    информационно-аналитическая и организационно-техническая поддержка реализации Программы.

    В рамках четвертого направления планируется:

    разработка регламентов и научно-методических основ создания и функционирования автоматизированной системы обмена информацией, обработки вызовов и управления на базе технологий системы ГЛОНАСС мобильными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе в части взаимодействия с системой-112;
    разработка типовых проектных решений по созданию автоматизированной системы обмена информацией, обработки вызовов и управления на базе технологий системы ГЛОНАСС мобильными бригадами скорой медицинской помощи, интегрированной с системой-112;
    создание пилотных участков автоматизированной системы обмена информацией, обработки вызовов и управления на базе технологий системы ГЛОНАСС мобильными бригадами скорой медицинской помощи в 3 пилотных субъектах Российской Федерации;
    тиражирование унифицированной автоматизированной системы обмена информацией на основе системы-112, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе с использованием технологий системы ГЛОНАСС, во всех субъектах Российской Федерации.

    В рамках пятого направления планируется:

    разработка учебно-методического комплекта для подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб системы-112;
    разработка учебно-методического комплекта для подготовки персонала центров обработки вызовов и единых дежурно-диспетчерских служб системы-112;
    разработка учебно-тренажерного комплекса для подготовки персонала системы-112;
    разработка системы дистанционного обучения персонала системы-112;
    создание центров обучения на базе организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    обучение преподавателей для подготовки персонала системы-112;
    первоначальное обучение персонала центров обработки вызовов и единых дежурно-диспетчерских служб системы-112;
    первоначальное обучение персонала региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112;
    первоначальное обучение персонала дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112;
    организация информирования населения о создании и функционировании системы-112 с использованием печатных средств массовой информации на федеральном уровне;
    организация информирования населения о создании и функционировании системы-112 с использованием интернет-ресурсов на федеральном уровне;
    организация информирования населения о создании и функционировании системы-112 с использованием ресурсов телерадиовещания, видеоинформационных панелей на федеральном уровне;
    организация информирования населения о создании и функционировании системы-112 с использованием средств наружной рекламы на федеральном уровне;
    организация и проведение информирования населения о создании и функционировании системы-112 на региональном уровне.

    Мероприятия Программы проводятся в интересах всех групп населения Российской Федерации. Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2.

    Мероприятия Программы предусматривают следующие меры по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть при их реализации:

    подготовка предложений о корректировке Программы в случаях превышения установленного Правительством Российской Федерации уровня инфляции, отклонения достигнутых результатов реализации мероприятий Программы от планируемых и внесения изменений в перечень готовых к началу развертывания системы-112 субъектов Российской Федерации;
    подготовка предложений о распределении средств федерального бюджета между объектами развертывания системы-112 по результатам ежегодного мониторинга социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.


    IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в приложении N 3.

    Объемы финансирования Программы оценивались по результатам реализации пилотных проектов, которые предшествовали мероприятиям, предусмотренным Программой, по проведенной работе, связанной с подготовкой соответствующих перспективных проектов для включения в Программу и согласованием с предполагаемыми государственными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом экспертных заключений.

    Создание системы-112 в субъекте Российской Федерации предполагается в течение 1-2 лет в следующей последовательности:

    техническое и системное проектирование инфраструктуры системы-112;
    поэтапное развертывание объектов системы-112 начиная с административного центра субъекта Российской Федерации;
    опытная эксплуатация и государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.

    Создание системы-112 в субъекте Российской Федерации должно завершаться одновременно с завершением создания ее базовой инфраструктуры.

    Общий объем финансирования Программы составляет 40401,26 млн. рублей. Финансирование Программы осуществляется:

    за счет средств федерального бюджета - 22902,04 млн. рублей, из них капитальные вложения - 14177,54 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 690,32 млн. рублей, прочие нужды - 8034,18 млн. рублей;
    за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 17499,22 млн. рублей.

    Распределение средств федерального бюджета по направлениям реализации Программы представлено в приложении N 4.

    Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчиками Программы по статьям расходования средств представлено в приложении N 5.

    Программой предусмотрено использование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы представлены в приложении N 6.

    Перечень региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, представлен в приложении N 7. Методика детализации укрупненного инвестиционного проекта, реализуемого в рамках Программы, представлена в приложении N 8.


    V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления ее выполнением, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы


    Государственным заказчиком - координатором и разработчиком Программы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Государственными заказчиками Программы являются:

    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
    Министерство внутренних дел Российской Федерации;
    Министерство здравоохранения Российской Федерации;
    Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

    Управление реализацией Программы осуществляют государственный заказчик - координатор Программы, государственные заказчики Программы.

    Руководителем Программы является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организует и координирует выполнение мероприятий второго направления "Создание телекоммуникационной инфраструктуры системы-112".

    Министерство здравоохранения Российской Федерации организует и координирует выполнение мероприятий четвертого направления "Дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи".

    В реализации Программы участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и организацию управления реализацией Программы в целом. Государственные заказчики Программы осуществляют управление реализацией соответствующих мероприятий Программы. Закрепление мероприятий и проектов Программы за каждым из государственных заказчиков представлено в приложении N 2 к Программе.

    До начала реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы, определяющее:

    порядок формирования годового организационно-финансового плана реализации Программы;
    механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
    процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

    Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых со всеми исполнителями мероприятий Программы в соответствии с законодательством в области размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Государственный контракт определяет права и обязанности заказчика и поставщика по обеспечению государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление заказчиком контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.

    Государственные заказчики Программы сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на ее финансирование за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Сведения о проектах, содержащих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения, государственные заказчики сообщают также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Государственный заказчик - координатор Программы направляет:

    в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения) - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на указанные министерства функций;
    ежеквартально, до конца месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации - доклады о ходе выполнения работ в рамках Программы и об эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, рекомендуемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

    Указанные доклады содержат:

    сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
    данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
    сведения о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам;
    сведения о соответствии фактических показателей Программы показателям, установленным при утверждении Программы Правительством Российской Федерации;
    информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
    сведения о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства;
    сведения о результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
    сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
    оценку эффективности результатов реализации Программы;
    оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).

    При завершении реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы подготавливает и до 1 марта года, следующего за годом завершения Программы, представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший год и за весь период реализации Программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.

    Государственный заказчик - координатор Программы организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также информации о ходе реализации Программы, мероприятиях Программы на ближайшие 2-3 года, фактическом финансировании Программы, проведении торгов на участие в реализации Программы, а также о заключенных государственных контрактах, результатах экспертных оценок выполнения мероприятий Программы, результатах мониторинга ее реализации, достигнутых значениях целевых индикаторов и показателей.

    Отбор исполнителей работ по реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".


    VI. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий Программы


    При выполнении мероприятий Программы предполагается достичь социально и экономически приемлемого уровня безопасности населения, создать эффективную скоординированную систему реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях) населения при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить оперативное, в том числе комплексное, реагирование на них различных экстренных оперативных служб.

    Предусматриваемые затраты за счет всех источников финансирования позволят за время реализации Программы сократить на 7 процентов потери населения от чрезвычайных ситуаций и происшествий относительно 2010 года, создать по принципу "одного окна" во всех субъектах Российской Федерации систему-112 и гармонизировать способ вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза в соответствии с подписанным Российской Федерацией совместно со странами Европейского союза в 1998 году телекоммуникационным соглашением, согласно которому единым номером вызова экстренных оперативных служб стал номер "112".

    Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена следующими видами:

    прямая экономическая эффективность - снижение затрат на достижение целей мероприятий Программы;
    косвенная экономическая эффективность - сохранение здоровья и жизни людей, снижение экономического ущерба.

    Проведенный анализ показал, что прогнозируемый предотвращенный ущерб от происшествий и чрезвычайных ситуаций без применения программно-целевого метода за 6 лет составит 12,6 млрд. рублей (далее примерно по 5 млрд. рублей в год, в ценах соответствующих лет), а при применении механизма федеральных целевых программ - 33,4 млрд. рублей (далее примерно по 21 млрд. рублей в год, в ценах соответствующих лет). Положительный экономический эффект от реализации Программы наступит в 2018 году и составит 14 млрд. рублей (определяется как разность общей величины суммарного предотвращенного ущерба в результате развертывания системы-112 за период с 2013 года и суммарных затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы). В результате реализации Программы будет сохранена жизнь более чем 25 тыс. человек.

    Обеспечение полномасштабного функционирования системы-112 на территории Российской Федерации начиная с 2017 года позволит снизить число погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях более чем на 15 тыс. человек, число пострадавших - более чем на 300 тыс. человек, а также сократить экономический ущерб примерно на 21 млрд. рублей ежегодно.

    Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 9.

    Поделиться
    Рассылка свежих документов номера
    Подписаться