20idei_media20
    28.03.2013 10:06
    Рубрика:

    Туристический маршрут на мемориал "Локомотива" возмутил ярославцев

    Коммерсанты предложили экскурсию на могилы хоккеистов "Локомотива"
    Новость об этом маршруте буквально взорвала Ярославль.

    Если быть точными, Леонтьевское кладбище и установленный здесь мемориал, посвященный трагически погибшей в авиакатастрофе осенью 2011-го ярославской хоккейной команде, был лишь одним из пунктов "сборной экскурсии" под названием "Памяти "Локомотива". Кроме погоста расклеенные по городу листовки предлагали увидеть, откуда начинался ярославский хоккей, подойти к стене памяти погибшей команды у спорткомплекса "Арена-2000 Локомотив", а также поставить свечи в Успенском соборе, где в сентябре 2011 года проходила церемония отпевания. Пакет услуг турфирма оценила в 280 рублей с человека. 

    Деньги вроде небольшие, но даже они в соседстве со щемящим сердце именем "Локомотив" вызвали такую волну возмущения, что инициатива заглохла на корню: экскурсию, намеченную на 23 марта, туроператор отменил и крепко задумался над тем, что же он сделал не так...

    - Мы не ожидали такой реакции, - растерянно сообщила по телефону сотрудница турфирмы Татьяна. - Мы всего лишь хотели провести памятную экскурсию, идею которой нам подсказали гости Ярославля, в том числе иностранные. Потому что все, кто приезжает сейчас в Ярославль, как правило, спрашивают про "Локомотив" - интересуются командой, местом трагедии, просят отвезти на могилы игроков. По желанию наших гостей мы провели одну такую экскурсию, люди возложили на могилы цветы, все было очень тепло и по-доброму. Люди были нам благодарны.

    По словам представительницы турфирмы, 280 рублей - это практически себестоимость экскурсии, в которую входит аренда автобуса и оплата труда экскурсовода. Кроме того, среди пунктов поездки был еще, оказывается, не указанный в объявлении ботанический сад Ярославского педагогического университета, где посажен сад плакучих деревьев и установлена скульптура Елены Пасхиной "Стрижи" - первый памятник погибшей команде в Ярославле. Вход на территорию сада для экскурсантов, со слов специалиста турфирмы, тоже платный. Ну а саму выручку от памятных экскурсий туроператор, как выяснилось, по итогам летнего сезона намерен был перечислить на строительство хоккейной школы имени Ивана Ткаченко.

    Однако ярославцы не оценили благих намерений представителей турбизнеса, вернее, не поверили в них, а самые дотошные нашли на сайте фирмы среди списка экскурсионных коммерческих предложений из серии "1 день в Ярославле" отнюдь уже не пробное, а вполне проработанное и просчитанное: "Локомотив" - наша гордость и боль" с посещением Туношны - места гибели команды. То есть готовый к реализации маршрут, хотя и недорогой (пока). При условии, что транспорт предоставит заказчик, поездка для группы из 40 человек будет стоить 2000 рублей, из 30 человек - 1800. Детским группам поездка обойдется на 200 рублей дешевле.

    - Приятно, что живет память о ребятах, - говорит Анжелика Ярчук - мама погибшего Артема Ярчука, - но неприятно, что люди делают на этом бизнес. Мы уже поняли, что в этом мире нет ничего святого.

    Недоумение и шок вызвала инициатива туроператора и у сотрудников ХК "Локомотив".

    - Посещение кладбища - это глубоко личное, внутреннее событие, - уверен пресс-атташе ХК "Локомотив" Владимир Малков. - Как туда возить толпы людей, когда там до сих пор каждый день слезы?! Там родственники, там боль, и тут же будут ходить туристы с фотоаппаратами? Я этого не могу понять и глубоко разочарован происходящим.

    Тем временем

    К сожалению, это не единственный скандал, вызревший из попыток использовать память о погибшем "Локомотиве" в сугубо практических целях. Совсем недавно Ярославский арбитражный суд рассматривал иск местной компании, потребовавшей признать факт нарушения ее авторского права на мемориал хоккейной команде, установленный на Леонтьевском кладбище Ярославля, где похоронены 14 хоккеистов и членов клуба. По мнению истцов, авторские права на памятник принадлежат им, а не подрядчику, выполнившему работы по установке мемориала на кладбище. Они пояснили, что в основе мемориала (он включает в себя гранитную стену с портретами всех 37 погибших игроков и членов ХК "Локомотив" и 14 гранитных памятников, по форме напоминающих кубки) лежит эскиз, разработанный ими и размещенный в свое время на официальном сайте одного из похоронных бюро, откуда, видимо, и был взят выполнявшим работы подрядчиком. За нарушение авторского права истцы потребовали от строителей мемориала и хоккейного клуба "Локомотив" выплаты компенсации в размере более 4,8 миллиона рублей.

    Однако рассмотревший дело арбитражный суд в удовлетворении иска отказал - на основании того, что никаких доказательств участия в создании проекта памятника фирма суду не представила.

    Отзывы болельщиков

    - Каждый имеет право заниматься своей работой, получать от этого доход, но нельзя зарабатывать на горе людей. Подумайте о близких и родных хоккеистов, просто о болельщиках - боль в наших сердцах еще слишком сильна.

    - Я бы назвала свое состояние, когда прочитала это объявление, ступором. Экскурсию предлагают жителям Ярославля, где почти в каждой квартире, в каждом доме на стенах висит календарь с той нашей командой, память о команде везде, всюду, в играх наших ВХЛ, МХЛ, КХЛ, в наклейках на автомашинах, в шарфах и шапках "Локомотив", которые носят ярославцы. В чем смысл этих экскурсий? Только в том, чтобы заработать на показе места трагедии и места захоронения. О какой памяти здесь может идти речь? Экскурсантам, если компания действительно хочет рассказать о команде, можно без проблем показать "Арену-2000 Локомотив", где команда тренировалась и добивалась побед, и рассказать о каждом из парней, чьи фотографии там же, на "Арене", можно увидеть. Пока живы те, кто любил и знал этих ребят, кто болел на трибунах за ту нашу команду, до тех пор пусть никто не смеет ради коммерческого интереса водить экскурсантов в те места, где долго еще будут слезы...

    - Слишком живы еще раны, и понятно, что любое телодвижение в сторону ТОЙ команды будет восприниматься болезненно.

    - Как будто первый день в России живем, ясно, что на всем люди будут зарабатывать. Так что я вообще не удивлен, что такой "маршрут" у турфирмы появился. Даже странно, что денег немного берут.

    - Я себе с трудом представляю чувства родителей, пришедших на могилу сына, на которой толпа туристов с гидом во главе... Гибель "Локомотива" - это не бренд Ярославля! Бренд Ярославля - это набережная, первый русский театр, кремль, церквушки, да и просто архитектура центра. Гибель "Локомотива" - это боль и горе Ярославля. И нормальная турфирма отказала бы туристам, а не заказывала бы автобусы.