27.03.2013 23:05
    Поделиться

    В Перми "Сцена-Молот" показала две премьеры в новом формате

    В Перми на реформированной "Сцене-Молот" сыграли сразу две премьеры
    Молодые режиссеры представляют зрителям "Сцены-Молот" спектакли: Семен Серзин поставил "У нас все хорошо", Дмитрий Турков - "Фронтовичку".

    Две премьеры в один день на "Сцене-Молот" обусловлены новым форматом театра. В начале нынешнего года на лаборатории молодой режиссуры были подготовлены эскизы четырех спектаклей по пьесам, которые отобрал Олег Лоевский, куратор драматургического направления в театре. Это пьесы трех молодых драматургов-женщин: Анны Батуриной, Ярославы Пулинович и польки Дороты Масловской. Лоевский, по его словам, отбирал пьесы "с новым поворотом", принципиально современные, фиксирующие сиюминутные состояния действительности. Из эскизов и читок выросли сразу два полноценных спектакля. Первый - "У нас все хорошо" по пьесе Масловской поставлен на сцене "Сцены-Молот", а второй - "Фронтовичка" по пьесе Батуриной - на площадке декорационного цеха театра.

    Главные герои польской пьесы - "металлическая девочка", ее мать и бабушка, живущие в крошечной квартирке. А может, они и не родственники - в современных пьесах такие мелочи трудноуловимы. На девочке белое платье с воротником-матроской, на матери - красное платье с фартуком, на котором нарисованы черные трусы. Есть еще герои вставной новеллы: девица в кожаном костюме, томный юноша и режиссер в шубе, рубашке с рюшами и в красных лосинах. Они снимают фильм "Конь, который ездил верхом". Есть еще соседка "жирная, как свинья". Когда она заходит в квартиру, "уровень всех вещей поднимается на 40 сантиметров..." Соседка нужна, чтобы поговорить с матерью, куда они не поедут в отпуск в этом году, дочь нужна матери, чтобы отправить ее в детскую комнату, которой нет в крошечной квартирке, бабушка нужна, чтобы без конца вспоминать о том, как началась Вторая мировая война. Фильм про коня оттеняет абсурд происходящего. Все вместе эти герои никому не нужны, и друг другу в первую очередь - возможно, они вообще живут в разных временах.

    Этот хаос создается вручную, заботливо. Единственный предмет быта на сцене - газовая плита - непременно красного цвета, чтобы сочеталась с красными лосинами режиссера в рюшах. Такой мир не требует внимательности: в нем после первой минуты уже нечего рассматривать, в нем некому сочувствовать, здесь не приходится следить за сюжетом, которого нет. Главным в спектакле становится текст - избыточный и умственный, полный примет сегодняшнего состояния польского общества - как социальных, так и психологических. Пьеса Дороты Масловской, отнесенная к разряду пьес остросоциальных, - обо всем сразу: о влечении поляков ко всему европейскому ("я не полька, я европейка, и польский выучила по кассетам и дискам", - говорит девочка) и о любви к IKEA. О комплексе польской идентичности ("когда-то все были поляками: немец был поляком, испанец был поляком", и Америка была - Польшей, и Христофор Колумб был поляком, и звали его Кшиштоф). И рефлексия на тему Второй мировой войны. Это переживание трагедии снова - сильное и единственное живое чувство, рождаемое спектаклем. Его эксплуатируют авторы, демонстрируя кадры из "Обыкновенного фашизма" Ромма: разрушенные города и жертвы нацистских концлагерей, - в зрительном зале зашмыгали. Рефлексия оказывается в сердцевине луковицы, а снаружи - бессмысленная шелуха в красных лосинах и полосатых воротниках, шелуха движений, слов, красок, шумов. Из нее вырастают несколько умозрительные (для нас) "виды" сегодняшней Польши. Словно по законам постмодернизма перед зрителями возникает мир как текст, в котором частица "не" ставится перед половиной слов - поэтому "у нас все хорошо" звучит как мантра, как заклинание.

    Спектакль "Фронтовичка" идет следом за польской пьесой. Как говорит режиссер "Фронтовички" Дмитрий Турков, у него получилась история "о женщине, которая получает от жизни нокаутирующие удары", и о том, "как ей удается держать их и при этом не терять вкус к жизни". Вернувшись с фронта, Машка Небылица ждет своего жениха, который возвращается-таки, но уже с молодой женой...

    Новый формат работы "Сцены-молот" предполагает, что в театре значительно расширится круг исследуемых тем. "Сцена-Молот" декларировала отказ от приверженности одной только "новой драме" и вышла на широкую тропу экспериментов с современной драматургией. "Фронтовичка" и "У нас все хорошо" поставлены одновременно именно потому, что они не похожи друг на друга по смыслу и эстетике. "Фронтовичка" - спектакль по пьесе с внятной историей, о судьбах героев, переживших войну. "У нас все хорошо" скроен словно из лоскутков, обрывков судеб, событий, времен чужой страны, какие трудно будет "примерить" на себя даже адресной аудитории театра, воспитанной на типичных постановках "Сцены-Молот". Во всяком случае, театр предложил зрителям выбор и возможность познакомиться с "новыми поворотами" реальности, а труппе - полезные упражнения на тему театра абсурда.

    Кстати

    В следующий раз спектакли "У нас все хорошо" и "Фронтовичка" на "Сцене-Молот" состоятся 12 и 13 апреля.

    Поделиться