31.03.2013 23:00
    Поделиться

    Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух

    Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух
    Дата подписания: 07.11.2012Опубликован: 31.03.2013
    Вступает в силу: 12.04.2013

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2013 г. 
    Регистрационный N 26595


    В соответствии с подпунктом 5.2.2.15 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N23, ст. 2527; N52, ст. 5587; 2008, N22, ст. 2581; N46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726), и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 15, ст. 1781) приказываю:

    утвердить прилагаемую Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух.

     Руководитель Н. Кутьин

     

     

    Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух

    I. Общие положения

    1. Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - Методика) разработана в соответствии с:

    Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446);
    Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446);
    Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446);
    Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 1998, N 16, ст. 1800; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; N 26, ст. 3015; N 30, ст. 3616, ст. 3618; N 45, ст. 5148; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2283; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4591, ст. 4594, ст. 4596; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322);
    Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446);
    Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596);
    постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1180; 2007, N 17, ст. 2045; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 37, ст. 5002);
    постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726);
    постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 15, ст. 1781);
    постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009 г., N 171/1);
    постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115; "Российская газета", 2010 г., N 210/1);
    постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 69 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" (СП АС-03)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2003 г., регистрационный N 4593; "Российская газета", 2003 г., N 119/1);
    постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 г. N 14 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.1.6.1032-01" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2001 г., регистрационный N 2711; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, N 22; N 31);
    постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2003 г., регистрационный N 5332; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 6);
    приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2011 г., регистрационный N 19753; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 10).

    2. Применяемые сокращения и условные обозначения приведены в приложении к Методике.

    3. Методика устанавливает порядок разработки (определения) и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - ПДВ) и методы разработки (определения) нормативов ПДВ радиоактивных веществ в атмосферный воздух. ПДВ устанавливаются для объектов, производящих постоянные непрерывные (с характеристиками, практически не изменяющимися в течение года) и кратковременные (длящиеся не более нескольких часов) повышенные по сравнению с постоянными непрерывными (но не превышающие 1/100 от ПДВ, а в сумме с непрерывными за год не превышающие ПДВ) выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух.

    4. Разработка ПДВ обеспечивается юридическим лицом, эксплуатирующим (имеющим) стационарные сооружения, устройства или установки, хранящиеся на поверхности земли вне каких-либо инженерных сооружений радиоактивные вещества, или радиоактивно загрязненные участки территории, из которых радиоактивные вещества поступают в атмосферный воздух (далее - источники выбросов).

    5. Методика распространяется на организации, эксплуатирующие объекты, представляющие собой стационарные и эксплуатируемые в стационарных условиях источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - организации), в том числе эксплуатирующие организации объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) для условий их нормальной эксплуатации и иные организации, эксплуатирующие промышленные объекты, не являющиеся ОИАЭ, но производящие выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - промышленные объекты) для любых условий их эксплуатации.

    6. Методика не распространяется на организации, эксплуатирующие ОИАЭ или промышленные объекты, представляющие собой подвижные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух.

    7. ПДВ устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) в форме таблиц ПДВi,r - предельно допустимых выбросов радионуклида г в атмосферный воздух из каждого (i-гo) стационарного изолированного источника выброса радиоактивных веществ в атмосферный воздух, Бк/год, и для всех радионуклидов, входящих в состав выбросов источников и включенных в перечень радионуклидов, установленный приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2011г., регистрационный N 19753; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 10), исходя из условий:

    1) непревышения выделенной организации части предела эффективной дозы (или пределов каждой из эквивалентных доз) для лиц из населения (далее - ПД, Зв/год), приведенных в таблице N 3.1 "Основные пределы доз" санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009 г., N 171/1) от всех путей облучения, связанных с выбросами радионуклидов в атмосферный воздух из всех источников выброса организации, установленной для ограничения облучения населения от этой организации (далее - квоты δ от ПД, или квоты δ). Для атомных станций квоты являются фиксированными и установлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 69 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2003 г., регистрационный N 4593; "Российская газета", 2003 г., N 119/1);
    2) обеспечения сохранения благоприятных условий жизнедеятельности человека и устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также сохранения биологического видового разнообразия.

    8. Условие, изложенное в подпункте 1) пункта 7 Методики, выполняется, если соблюдается соотношение:

    ΣiЕi ≤ δ (1)

    где Еi - годовая индивидуальная доза облучения лиц из населения, живущего в окрестности данной точки местности от рассматриваемого i-гo источника, вычисленная на время установления равновесия процессов формирования радиационного загрязнения окружающей среды для группы лиц из населения (не менее 10 человек), однородной по одному или нескольким признакам - полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по всем путям облучения от данного источника излучения (далее - критическая группа лиц из населения).

    9. Условие, изложенное в подпункте 2) пункта 7 Методики, выполняется, если соблюдается соотношение

     формула 2 (2)

     где Ur,l - показатель негативного воздействия (l-го типа) радиационного загрязнения окружающей, среды r-тым радионуклидом на экологические системы, природные и природно-антропогенные объекты;

    Ui,r,l - вклад в это негативное воздействие от i-гo источника;

    ППВr,l - предел приемлемого воздействия l-го типа на экологические системы, природные и природно-антропогенные объекты, например:

    накопление в приповерхностном слое почвы или в донных отложениях расположенных в окрестности источника выброса поверхностных водоемов r-го радионуклида в концентрациях (Ur,l), превышающих допустимые уровни ППВr,l - удельная активность r-го радионуклида, допускающая неограниченное использование загрязненных им твердых материалов - УАНИr, определенная согласно приложению N 3 "Удельные активности техногенных радионуклидов, при которых допускается неограниченное использование материалов" к санитарным правилам и нормативам СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115; "Российская газета", 2010 г. N 210/1);
    накопление r-го радионуклида в продуктах питания, воде источников питьевого водоснабжения и биоте в концентрациях, превышающих установленные допустимые уровни.


    II. Порядок разработки (определения) и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух


    10. Проекты нормативов ПДВ разрабатываются организациями для их последующего установления территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) впервые - до ввода в эксплуатацию ОИАЭ и промышленных объектов, далее - каждый раз, когда по результатам мониторинга радиоактивного загрязнения компонент окружающей среды (радиационной обстановки) в зоне потенциального влияния выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, производимых ОИАЭ и промышленными объектами организации, будет установлено превышение уровня этого загрязнения по сравнению с прогнозными значениями, но не реже, чем один раз в 5 лет.

    В случае изменения условий, влияющих на радиационную обстановку и на дозы облучения критической группы лиц из населения за счет выбросов, а также изменений технологии, необходим внеочередной пересмотр нормативов ПДВ.

    11. При разработке нормативов ПДВ организация на первом этапе проводит радиационно-техническое обследование (инвентаризацию) существующих источников выбросов радиоактивных веществ и определяет фактическое радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха в контрольных точках. Результаты радиационно-технического обследования документируются в отчете "Радиационно-техническое обследование для оценки влияния существующих выбросов организации на окружающую среду", содержащем:

    1) описание используемых технологических процессов и связанных с ними выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух;
    2) результаты обследования (инвентаризацию) существующих и вновь создаваемых источников выбросов радиоактивных веществ, включая радионуклидный состав и условия выбросов (геометрические характеристики источников, температура и скорость выбрасываемой газоаэрозольной смеси, размеры близлежащих зданий), дисперсность аэрозольной компоненты и ее физико-химическую форму для установления классов транспортабельности;
    3) данные по динамике выбросов по годам (за последние 5 лет) или проектные данные о среднегодовом выбросе, диапазон разброса (дисперсия) его значений, возможные максимальные значения;
    4) карту промплощадки (включая санитарно-защитную зону) с указанием всех источников выбросов и характеристик застройки;
    5) характеристику существующего на текущий момент времени загрязнения объектов окружающей среды (фонового загрязнения) в зоне потенциального влияния выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, производимых ОИАЭ и промышленными объектами организации - на промплощадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, карту годовых доз фонового излучения на местности (предоставляется при необходимости);
    6) прогнозные расчеты годовых доз облучения населения, связанных с планируемым вводом в эксплуатацию новых источников выбросов.

    12. На втором этапе на основе результатов прогнозных расчетов годовых доз облучения населения разрабатывается проект нормативов ПДВ, а также производных от них дифференциальных величин (критериев, пределов и показателей), необходимых для практической деятельности по мониторингу и контролю за ограничением фактических выбросов. По результатам работ подготавливается том "Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух", содержащий проект нормативов ПДВ для каждого источника и для организации в целом.


    III. Методы разработки (определения) нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух


    13. Расчет величин ПДВ необходимо выполнять по соотношению, связывающему выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух Q с дозой облучения населения Е, с учетом того, что для каждого отдельного радионуклида, содержащегося в выбрасываемых радиоактивных веществах, в обобщенном виде это соотношение может быть представлено, как:

    E (или H) = Q • Ψ(х,у), (3)

     где Е - годовая эффективная или эквивалентная H (в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах) индивидуальная доза, получаемая критической группой лиц из населения, живущих и работающих в "окрестности" точки (х,у) местности, Зв/год; 

    Q - величина годового выброса данного радионуклида в составе выбрасываемых радиоактивных веществ, Бк/год;

    Ψ(х,у) - функционал, связывающий дозу с выбросом радионуклидов из данного источника и зависящий от: условий выброса (эффективной высоты выброса, равной сумме геометрической высоты источника и дополнительного подъема выброса за счет динамических и термических факторов - объема и скорости истечения газовоздушной смеси, степени ее перегрева по отношению к атмосферному воздуху, агрегатного и дисперсного состава выбрасываемых веществ), условий рассеяния выбросов в атмосфере, выпадения их на поверхность почвы, миграции в наземных экосистемах и по пищевым цепочкам выращиваемых в данной местности растительных культур, доли сельскохозяйственной продукции местного производства в рационе питания местных жителей. Функционал Ψ(х,у) рассчитывается с учетом воздействия материнских и образующихся дочерних радионуклидов.

    14. В случае выброса из одного источника радиоактивного вещества, содержащего несколько радионуклидов, для каждого из них должно быть установлено значение ПДВr,i - общего предельно-допустимого выброса радионуклида r, выбрасываемого из источника i в атмосферный воздух в составе радиоактивных веществ, содержащих смесь радионуклидов.

    Значения общих ПДВr,i, учитывающих суммарное облучение по всем путям облучения, для каждого радионуклида r, в соответствии с критерием непревышения квоты эффективной дозы облучения населения от смеси радионуклидов, должны удовлетворять соотношению

    δ = ∑r ПДВr,i • Ψr,i (xr,imax, yr,imax), (4)

    где (xr,imax, yr,imax) - точка местности, в окрестности которой реализуется максимум дозы облучения населения, суммарной по всем путям облучения, за счет всех радионуклидов, входящих в состав смесей, выбрасываемой всеми источниками (далее - критическая точка местности);

    Ψr,i - значение функционала, связывающего дозу с выбросом радионуклида r из источника i, определяемое по формуле

     формула 5 (5)

    Входящие в формулу (5) условные обозначения определены в приложении к Методике.

    Значения общих ПДВr,i для каждого радионуклида смеси для фактического состава выброса источника, усредненного за год, исходя из того, что радионуклидный состав выброса неизменен, определяются по формуле

     формула 6 (6)

    где числитель (6) относительный вклад каждого радионуклида в общую активность выброса (принимается постоянным для данного радионуклида), а Qr,i - измеренная инструментально величина фактического выброса радионуклида r, или ее проектное значение.

    Для установления окончательных значений ПДВr,i для отдельного источника выброса, определяемых по условию непревышения значениями эффективной и эквивалентных (в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах) доз ни одного из установленных пределов эффективной и эквивалентных доз, приведенных в таблице 3.1 "Основные пределы доз" санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009 г., N 171/1), следует использовать формулу

    формула 7 (7)

    где индекс k относится к эффективной дозе и эквивалентным дозам в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах соответственно;

    δk - величины выделенной квоты по эффективной дозе, по эквивалентным дозам в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах (в случае, если квоты пределов эквивалентных доз не установлены, их значения принимаются равными δk = δ • ПДk/ПД);

    Ψr,i,k (xr,i,kmax, yr,i,kmax) - максимальные значения функционала "выброс - доза" для радионуклида r и для k-ой группы органов.

    15. При определении общих ПДВr,i для нескольких значимо удаленных друг от друга источников выброса организации (критерием значимости взаимной удаленности источников может служить несовпадение их критических точек местности, в каждой из которых достигается максимум дозы облучения населения, обусловленной отдельным источником) необходимо выполнить расчеты пространственного распределения эффективной дозы облучения населения Е - поля доз, создаваемых фактическими (проектными) выбросами по формуле

    формула 8 (8)

    где Qr,i - выброс r-го нуклида i-м источником, значения функционала Ψr,i (x*, y*) вычисляются для r-го нуклида и i-гo источника выброса с учетом всех путей облучения для количества точек на местности, достаточного для выявления особенностей пространственного распределения поля доз.

    16. Поле доз, рассчитанное по формуле (8), может иметь сложную конфигурацию с несколькими локальными максимумами, наибольший из которых должен быть принят в качестве критической точки местности. Для общего случая нормативы общих ПДВr,i для нескольких значимо удаленных друг от друга источников выброса организации следует определять методом последовательных приближений с принятием для первого приближения при расчетах поля доз фактических (проектных) выбросов всех источников в соответствии с формулой (8) Методики.

    17. Если рассматривается изолированная группа близко расположенных источников с похожим радионуклидным составом выбросов (типичным примером такой группы является атомная электростанция, в состав которой входит несколько блоков с раздельными выбросами радиоактивных веществ в атмосферу), их можно рассматривать, как один источник (критерием возможности такого рассмотрения является совпадение для всех источников положения максимумов функционалов Ψr,i(x,y). В этом случае для определения ПДВ могут быть использованы формулы (6) - (7) для определения аналогичных нормативов для единичного источника, а нормировать суммарный выброс такой организации допускается в целом.

    18. Если выброс группы источников не приводит к облучению в дозе свыше 10 мкЗв/год в каждой критической точке местности, допускается обосновывать значения ПДВ, исходя из фактической величины и радионуклидного состава выбросов каждого источника, без выполнения дальнейшей оптимизации.

    19. По завершению разработки проекта нормативов ПДВ для всех источников выбросов, имеющихся в организации, должна быть выполнена расчетная проверка корректности их значений. Результат проверки считается положительным, если в поле доз от всех источников организации, одновременно осуществляющих постоянные непрерывные или кратковременные повышенные выбросы на уровне значений ПДВ, со значениями консервативно определенных погрешностей расчетов, добавленными к расчетным значениям доз, не будет ни одного значения, превышающего установленную квоту δ от ПД.

    20. При необходимости обеспечения выполнения сохранения условий устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов по какому-либо конкретному установленному пределу приемлемого воздействия l-го типа на эти системы и объекты ППВr,l (согласно пункту 9 Методики) следует, с использованием значений ПДВ, полученных исходя из условия непревышения установленной квоты 8 от ПД, выполнить прямой расчет значений Ur,l (ПДВ;х,у) - показателя негативного воздействия выброса радиоактивных веществ на соответствующий природный или природно-антропогенный объект согласно соотношению, определяющему это негативное воздействие в обобщенном виде через значение ПДВ:

    Ur,l (ПДВ; х,у) = Σi ПДВr,i • Kl,i (х, у), (9)

    где - Кl,i (х, у) - функционал, связывающий значение этого показателя с величиной выброса радионуклидов из данного источника или всех источников.

    В случае, если полученное значение этого показателя Ul(ПДВ;х,у) превысит установленный предел приемлемого воздействия l-го типа на экологические системы, природные и природно-антропогенные объекты ППBr,l, ранее установленные значения ПДВ следует пропорционально уменьшить, умножив их на коэффициент ППВr,l / Ul (ПДВ). 

    Поделиться
    Рассылка свежих документов номера
    Подписаться
    Новые документы