В сложившейся ситуации, по сути "патовой", в игру опять был вынужден вступить, мягко говоря, немолодой 86-летний президент республики Джорджо Наполитано, чей мандат, к слову, истекает уже 15 мая этого года. На этот раз Наполитано, накануне откровенно признавший всю "сюрреальность" происходящего, обратился за подмогой к двум группам "мудрецов": первая будет заведовать вопросами политико-институционального характера, а вторая - сосредоточится на подготовке предложений по социально-экономической и европейской проблематике.
Смогут ли эти эксперты вывести Италию из "туннеля" за отведенные им 8-10 дней, а также вернуть ее гражданам хотя бы малейшую надежду на стабильность? В этой "головоломке" "РГ" помог разобраться известный политолог, президент исследовательского института "EURISPES” Джан Мариа Фара.
Доктор Фара, кто входит в этот таинственный "совет мудрецов"? Какими конкретными полномочиями наделил их президент?
Джан Мариа Фара: В эти две группы входят достаточно известные и уважаемые эксперты, в той или иной степени принадлежащие к различным политическим и культурным кругам. Исходя из официального мандата, выданного им лично Наполитано, "мудрецы" должны будут попытаться определить компромиссные точки соприкосновения между различными политическими силами - то есть сформулировать предложения по реформированию нашей "хромающей" институциональной системы, а также заняться созданием базы для формирования нового правительства Италии.
Вы действительно думаете, что этим экспертам хватит мудрости найти выход за какие-то 10 дней, учитывая все то недоверие, которое к ним заочно испытывают большинство вновь избранных парламентариев?
Джан Мариа Фара: Я, признаться, не думаю, что "мудрецам" удастся добиться вообще каких-либо существенных результатов. Мне кажется, что их привлечение - это, скорее, некий "трюк" со стороны президента, с помощью которого можно выиграть время, успокоить общественное мнение и направить дискуссию в конструктивное русло, но никак не добиться выполнения намеченных задач. Не думаю, что кто-либо в принципе надеется на то, что этим экспертам удастся добиться прорыва. Уверен, что не было абсолютно никакого смысла беспокоить этих уважаемых людей для того, чтобы сформулировать и без того всем хорошо известные проблемы, которые предстоит решить Италии в этот сложный для себя момент.
Каким вам, в таком случае, видится решение? Италия вновь вынужденно вернется к урнам или, быть может, пойдет по недавно проторенной дорожке, доверив свою судьбу техническому кабинету?
Джан Мариа Фара: Мне крайне сложно в такой атмосфере строить какие-либо гипотезы. В чем я уверен на все сто процентов, так это в том, что, если все три партии, одержавшие победу на прошедших выборах, не придут к согласию, то единственным и самым, на мой взгляд, разумным выходом могут стать только досрочные выборы. Нет никакого смысла воскрешать давно ушедшего на тот свет мертвеца.
Многие эксперты утверждают, что страна оказалась во власти сегодняшнего политического кризиса по милости уходящего технического кабинета Марио Монти. Вы разделяете эту точку зрения? Профессор Монти сделал все от него зависящее или ему все-таки не хватило опыта и, может быть, харизмы?
Джан Мариа Фара: На самом деле, есть два правительства Монти: первой фазы - в течение первых двух месяцев своей работы министрам, несомненно, удалось вернуть Италии несколько потерянное ею лицо, а также возродить доверие к нашей стране на международном уровне. Но был и второй, намного более продолжительный период, который навсегда войдет историю как время несправедливых сокращений и неоправданно высоких налогов. Это была политика, погрузившая страну в глубочайшее состояние депрессии. Технократы не оправдали наших надежд и не смогли сделать того, чего мы все от них так ожидали. Достаточно взглянуть на цифры. Они говорят не в пользу профессора: выросла безработица, увеличился пресловутый "спрэд" доходности между итальянскими и немецкими бондами, предприятия закрываются с настораживающей стремительностью, кредиты заблокированы, Италия не в состоянии обслуживать свой госдолг. Словом, проблемы, вместо того, чтобы сократиться, наоборот увеличились.
На что сегодня надеются обычные итальянцы, изрядно подуставшие от этой политической сумятицы?
Джан Мариа Фара: Итальянцы по-настоящему растеряны и обеспокоены. Многие из них ушли в себя, не видя во всем происходящем никакой для себя перспективы. Им просто непонятно, в каком направлении двигается их страна. И, конечно, доверие населения по отношению к институтам власти и политическому классу, который не сумел договориться между собой ради блага Италии, просто тает на глазах.
Это, на ваш взгляд, означает, что итальянцы, в случае новых выборов, опять пойдут против политиков, отдав еще больше своих голосов протестному "Движению 5 звезд"?
Джан Мариа Фара: Мое виденье в этом вопросе несколько отличается от основной массы экспертов, полагающих, что Грилло взойдет на "трон" еще с большим триумфом. Мне, как человеку, которому (скажу без ложной скромности) не раз удавалось заглянуть в будущее, напротив, кажется, что после досрочных выборов к власти придет партия "Народ свободы" во главе с Сильвио Берлускони. Этому есть свое объяснение: Кавальере, по сути, стал единственным из всех ныне оказавшихся в парламенте политиков, продемонстрировавшим (по крайней мере, на уровне озвученных им заявлений) свою открытость и готовность идти на серьезные уступки, вступив в коалицию со своими старыми оппонентами - "Демократической партией". Думаю, итальянцы должны оценить этот жест доброй воли по достоинству.
Через две недели новому парламенту предстоит еще одно испытание: избрание президента Италии. Думаете, что эта тема станет предметом для нового политического торга?
Джан Мариа Фара: Этот торг уже потихоньку набирает силу в последние дни. Более того, многие политики уже явно сместили свой фокус внимания с правительственного кризиса на выборы главы государства. Это и понятно: ведь, именно в руках этой фигуры будет сосредоточено право либо на роспуск парламента, либо на сформирование нового правительства. Тут все, конечно, будет напрямую зависеть от личности этого человека.
Каким вам видится будущий президент Итальянской Республики?
Джан Мариа Фара: Лично я хотел бы, наконец, увидеть в нашем Квиринальском Дворце женщину. Это было бы самым разумным и стратегически правильным решением. Но я, к сожалению, сильно сомневаюсь в дальновидности наших политиков.