Вышла в свет книга о неизвестных фактах из жизни маршала Жукова

Алекс Громов "Жуков. Взлет, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала"

Маршал Жуков - фигура однозначно культовая не только в нашей, но и в мировой истории. И столь же явственно противоречивая. В своих приказах он требовал от командиров беречь людей - и стал известен как тот, кто солдат не жалел. Одолел лучшую армию Европы, германский вермахт, - и потерпел поражение на полях аппаратных интриг. Новое исследование, посвященное как профессиональной деятельности, так и частной жизни прославленного военачальника, на основе архивных документов развенчивает многие мифы, придуманные и его поклонниками, и противниками.

Например, анализируется такой известный и вызывающий дискуссии момент, как спор Жукова со Сталиным о судьбе Киева в 1941 году. Согласно каноническому варианту биографии, именно из-за того, что будущий маршал Победы настаивал на сдаче украинской столицы, он был снят с должности начальника Генштаба. Впрочем, существует и мнение, что никакой подобной сцены вообще не было, поскольку Жуков в своих "Воспоминаниях и размышлениях" называет дату разговора - 29 июля. А в журнале, где фиксировались фамилии всех, кто был на приеме у Сталина, визит Жукова 29 июля 1941 года не зафиксирован.

"Однако в тех же мемуарах далее говорится, что приказ Ставки о новом назначении Жукова был издан "на следующий день". Но этот приказ датирован 10 августа. А вот 9 августа Жуков, согласно тому самому журналу посещений, на приеме у Сталина как раз был…". Причем за день до этой даты Сталин имел весьма напряженную беседу об удержании Киева с генералом Кирпоносом, командующим Юго-Западного фронта.

Автор рассматривает также историю "заговора маршалов" и репрессий против высших офицеров на фоне борьбы двух группировок в руководстве Красной Армии, "тухачевцев" и выходцев из Первой Конной, напоминая о малоизвестной подробности - тяжелой болезни Жукова, которая почти на год вывела его из строя, но одновременно спасла от ареста. Уделено внимание и послевоенной опале, постигшей маршала после неосторожных слов будущего президента США Эйзенхауэра о том, что Жуков может стать преемником Сталина…