Декораций немного - большие мягкие кубы и параллелепипеды. Когда открывается занавес, они лежат на сцене подобно большой компьютерной клавиатуре. Герои одеты в белые комбинезоны: так в советских фантастических фильмах изображали мир светлого будущего, а в американских - тот свет. Уже на второй сцене становится ясно, что действие происходит в социальных сетях. И диалоги персонажей - это не то, как они общаются, а их переписка. Персонажи могут вести довольно оживленный спор и вдруг выясняется, что он идет... на стене одной из сетей. Все надо понимать с поправкой на виртуальную реальность: когда говорят: "Посмотри”, - это не подойди и взгляни, а пройди по ссылке.
Действующих лиц всего четверо - это подростки. Все в той или иной степени "живут” в "Контакте”. Аня (Мария Прозорова/Анна Михайлова) и Макс (Станислав Щербинин/Яков Рудаков) познакомились лично и даже указали теперь в "СП” (статус "семейное положение”), что встречаются друг с другом - высшая форма выражения близости в соцсетях. Дэн (Роман Кондратьев/Виктор Максимов) тоже донимает Ксю (Анна Демакова/Сюзанна Попова) предложением встретиться в "реале”, но девушка отнекивается: зачем, переписываемся же? Она даже в кафе с подружкой идет только в том случае, если там wi-fi есть. Дэн и Аня хотя бы вспоминают, что жизнь состоит не только из "Контакта”. Напротив, Максу и Ксю больше ничего в жизни не нужно. "Зачем учиться, когда интернет изобрели?!” - недоумевает он. "Мне с Дэном в "Контакте” намного удобнее, - вторит Ксю. - Надоел если - я взяла, вышла, и нет меня! В жизни попробуй так уйти?..” И очень скоро Дэн засомневается, действительно ли девушку, которую он знает лишь по фото на страничке, зовут Ксюша… В соцсети, бывает, люди ведут по две своих страницы, на которых можно преподносить себя с разных - безусловно, положительных сторон - и называться каким угодно именем... "А у некоторых и по десять”, - пожимает плечами Ксю.
Пьесу "Контакт" написал пермский драматург Александр Югов и сам поставил ее как режиссер-постановщик. Она создана в жанре вербатим, то есть на основе подлинных диалогов современных 14-16-леьтних подростков и интервью с ними. "Норм" ("нормально”), "личка" ("личная переписка”), "лайк", "спасибки", "задроты” и другие подобные словечки все тоже больше из языка "Контакта" и не режут слуха, потому как и в язык продвинутых взрослых понемногу проникают.
- По сути, наши зрители сами себе создавали пьесу, - комментировал Александр Югов. - Задача драматурга, кроме организационной, сводилась к построению композиции. Мы никого не намеревались поучать, но хотели вынудить подростков задуматься, кто они и где они сегодня. В виртуальном ли пространстве, которое безусловно притягивает своими сервисами и приколами? Или все же в реальной жизни?
Волей-неволей автор, кстати, разрушает представление о подростках как о развращенных молодых людях. Если пьеса основана на реальных диалогах, так по ним выходит, что они целоваться-то толком не умеют, и чтобы научиться, скачивают и смотрят "видос” на эту тему...
Кстати, впервые пьеса была представлена на читке в рамках творческой лаборатории на фестивале детского театра "Большая перемена-2012”. Постановка осуществлена по итогам российской творческой мастерской "Разговор на равных. Этюды на заданную тему". Ее семинар-конкурс, посвященный поиску репертуара для подростков, прошел в Пермском ТЮЗе в конце 2012 года. Александр Югов был одним из четырех молодых режиссеров, чей эскиз по итогам творческой лаборатории был принят для воплощения на сцене. Ранее свой спектакль - "Теперь ты снова бог" по пьесе шведского драматурга Андерса Дууса - поставил москвич Артем Баскаков (идет в фойе театра).
Справка "РГ"
Вербатим (от лат. verbatim - дословно), или документальный театр. Зародился в Великобритании в середине 1990 годов как течение New writing в современной драматургии. Спектакли этого направления в основном состоят из речи обычных людей, заимствованной из реальной жизни. Лидером направления стал театр Royal Сourt. Подвергался критике за наличие в спектаклях насилия и грубой лексики и выбор "неадекватных” героев пьес.
Сами англичане настоящим родоначальником "вербатим" считают раннесоветский театр "Синяя блуза” (1923-1933). Одним из его идеологов был Осип Брик (1888-1945). С ним сотрудничал Владимир Маяковский и многие видные деятели советской культуры. Однако и задолго до "Синей блузы” Константин Станиславский, готовясь к постановке "На дне” А. М. Горького, ходил с актерами Московского художественного театра на Хитров рынок - чтобы напитались речью низов.
Основной резиденцией жанра в современной России считается московский "Театр.doc”.