Знакомство с учебным заведением детский омбудсмен начал с посещения школьного музея, а затем отправился в компьютерный класс. Первым делом уполномоченный по правам ребенка, как того и ожидали, поинтересовался, если ли в школе интернет и установлены ли на компьютерах фильтры, не позволяющие ученикам выходить на недозволенные сайты. Проверять лично на этот раз не стал, поверил на слово. К тому же гостю предложили более интересные занятия, в частности, поработать на компьютере, предназначенном для детей с ДЦП, который вместо обычной клавиатуры и мышки имеет специальные джойстики. Дело в том, что в этой школе наряду со здоровыми учениками обучаются 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 12 ребят-инвалидов. Открывшаяся три года назад школа изначально строилось с расчетом, чтобы здесь смогли обучаться не только здоровые ребята. Уже начиная с калитки здесь созданы все условия для особых учеников: удобный пандус, большие лифты, подъемники, широкие дверные проемы, специальные санузлы, парты и даже доски, которые могут опускаться и подниматься на удобную для колясочников высоту.
Как рассказала детскому омбудсмену директор школы Наталья Фомичева, в каждом классе для колясочников оборудовано по одному учебному месту. Создавать для детей с ОВЗ отдельные классы педагоги посчитали нецелесообразным. И дело даже не в том, что таких ребят пока мало, говорят они. В шестом классе особых учеников, например, два, но даже их специально развели по параллелям. Проблема таких детей в социализации, поясняет директор. Окажись эти ребята вместе, они бы замкнулись в своем мире. Обучение же в обычном классе побуждает их выходить за пределы своего круга, обращаться за помощью. Важно такое соседство, убеждены педагоги, и для здоровых учеников.
Пока подобного уровня школа в Тюмени одна. Но на будущее поставлена задача - при строительстве новых школ непременно ориентироваться и на особых учеников. В регионе намерены продолжать развивать так называемое инклюзивное образование - когда особые дети учатся вместе со здоровыми, по возможности уходить от коррекционных школ-интернатов. Еще в 2011 году Тюменская область в числе нескольких регионов страны приступила к реализации программы "Доступная среда". Как результат дети даже с самыми тяжелыми заболеваниями сегодня имеют возможность учиться в массовых школах. Для этого почти все общеобразовательные учебные заведения получили специальные лицензии, многим педагогам пришлось повысить квалификацию, дополнительно получить специализацию логопедов и дефектологов. Потребовались и немалые финансовые вложения. Для некоторых школ пришлось приобрести автобусы для подвоза учеников с нарушением опорно-двигательной системы, оборудовать кабинеты психологов, сенсорные комнаты, приобрести специальные тренажеры.
По мнению Павла Астахова, за инклюзивным образованием будущее. Однако пока оно в России развито очень слабо. Причем сдерживают его развитие не столько технические или финансовые проблемы, сколько отношение общества к особым детям. В качестве примера детский омбудсмен привел ситуацию, сложившуюся в Павловске. 95 ребятишек, воспитывающихся в местном интернате, могли бы обучаться в обычной школе, которых в Павловске три. Но ни в одной из них этих ребят, по его словам, не принимают, потому что родительское сообщество не желает видеть интернатовских детей рядом со своими чадами. Сегодня, убежден уполномоченный по правам ребенка, необходимо заниматься не только воспитанием детей, но и воспитанием родителей. Приводить в такие школы, как тюменская, как можно чаще взрослых, обучать работе с особенными детьми педагогов из других школ.
Только в Тюменской области проживает свыше пяти тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в целом же по России - почти полмиллиона. Обучаются из них, по словам Павла Астахова, около 300 тысяч. А должны все.
- Необучаемых детей нет. Мы должны отказаться от этого штампа. Это не ребенок не может, это мы не можем его обучить. Это наша недоработка. Нам должно быть стыдно, что в некоторых регионах до сих пор для таких детей нет условий - нет социального такси, подъемников, пандусов, - подчеркнул он.
Каждого ребенка, даже самого тяжелого, по его мнению, можно чему-то научить, просто для каждого нужно подобрать свою программу, своего педагога.