10.04.2013 23:20
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как добиться бесплатных услуг в поликлиниках

    Исследования показывают, что лишь 47 процентов жителей Прикамья удовлетворены качеством предоставляемых медицинских услуг. Исправить ситуацию должны вступившие в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и постановление правительства РФ N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных услуг". Как повлияли эти важнейшие документы на работу пермских клиник, выяснил корреспондент "РГ".

    Очередь для бедных

    Многие пермяки посчитали законодательные новшества предвестником конца бесплатной медицины. И для этого есть веские причины: изматывающие очереди, сложности с записью на прием к врачу, неадекватная нагрузка на медработников, сокращение времени приема пациента. Многие сограждане, имеющие деньги и не желающие "добивать" себя услугами бесплатной медицины, охотно открывают кошелек в кассе частных медучреждений. Они платят за комфорт, сроки и сервис.

    - В большинстве случаев система ставит человека в условия, которые лишают врачебную помощь смысла и выталкивает его в платную медицину, - считает эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев. - Специфические барьеры, создаваемые, к примеру, существующей системой записи, выглядят как "плата за бедность".

    Но даже те, кто готов заплатить за необходимую услугу, не всегда получают ее. Особенно жители небольших городов.

    - Моему младшему сыну в возрасте 3,5 месяца педиатр назначил УЗИ почек, - жалуется жительница Верещагино Валентина Лучникова. - В районной больнице всего два специалиста, которые могут делать УЗИ таким малышам. Из них - один на больничном, другой - на учебе. В платных кабинетах нас не берут, ссылаясь на то, что ребенок очень маленький. В соседнем Очере на УЗИ также не пробиться: бесплатно "чужих" не берут, а платно "по закону не имеют права".

    Услуга по умолчанию

    Ценность новых федеральных документов в том, что в них впервые в новейшей истории отечественного здравоохранения официально зафиксированы понятия "платные услуги" и "право пациентов на качественную медицинскую помощь".

    - Обновление законодательства было необходимо, поскольку предыдущее постановление принято более 15 лет назад, - пояснил руководитель управления здравоохранения администрации Перми Юрий Павлецов. - Сейчас мы получили документы, в которых четко и понятно прописано, какие услуги можно предоставлять платно, а какие бесплатно.

    По данным Пермстата, сегодня в крае функционирует 132 больничных и 253 амбулаторно-поликлинических государственных и муниципальных учреждения. И практически в каждом из них, за исключением детских клиник, есть отделение платных услуг. Кроме того, все больше частных клиник начинают оказывать бесплатные услуги населению по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС).

    - Законодательство жестко урегулировало отношения в этой сфере, - уточняет Юрий Павлецов. - Вся информация на эту тему должна быть представлена на специальном информационном стенде и на сайте лечебного учреждения. В том числе лицензия на оказание платных услуг, форма договора об их оказании, перечень, цены, фамилии специалистов, ведущих платный прием. Если больница нарушает хотя бы один из этих пунктов, пациент может обратиться с жалобой в надзорные органы, Роспотребнадзор, лицензионный комитет или страховую компанию.

    Лечебный штраф

    По мнению директора Пермского медицинского правозащитного центра Евгения Козьминых, требование к клиникам о предоставлении полной информации - это дополнительная гарантия защищенности для пациента. Кроме списка платных услуг, пациенты вправе требовать от медиков такого же исчерпывающего перечня услуг, гарантированных ему бесплатно по системе ОМС. (Такой список опубликован в федеральной и региональной программах госгарантий).

    - Чем грозит отсутствие исчерпывающей информации? - говорит он. - К примеру, человека могут направить на необходимое исследование, "забыв" упомянуть, что имеющийся у пациента полис ОМС позволяет ему получить эту услугу бесплатно. Правда, благодаря новым правилам такая ситуация становится практически невозможной.

    Но проведенное гражданской палатой исследование подтверждает - почва для нарушений есть: в 20 процентах поликлиник не обнаружено перечня платных услуг, а в 33 процентах - ни слова о ценах на эти услуги. Хотя платный прием ведется и оплачивается.

    По свидетельству заместителя директора территориального фонда ОМС Ирины Новоселовой, число жалоб пациентов, связанных с неправомерным платным оказанием медицинской помощи, серьезно снизилось уже в прошлом году.

    - Если в 2011 году в наш фонд поступило 210 таких жалоб, то в 2012 их оказалось всего 83, - утверждает специалист. - При этом лишь каждое четвертое обращение было обоснованным.

    Столь стремительная динамика объясняется серьезными санкциями для медучреждения в случае, если принуждение пациента обратиться к платному специалисту будет доказано. Во-первых, все средства ОМС, выделенные на лечение такого больного, будут возвращены из поликлиники в фонд. Во-вторых, ЛПУ придется заплатить штраф, и, в-третьих, - возместить ущерб застрахованному лицу.

    Это важно знать

    1. Пациент вправе выбирать клинику с наименьшей ценой за услуги. С нынешнего года порядок цен на платные медицинские услуги каждое лечебное учреждение утверждает самостоятельно. Как правило, в цену входят расходы на зарплату врача, медикаменты, коммунальные услуги и прибыль. Последняя зависит от финансовых потребностей или пожеланий клиники.

    2. Чтобы попасть на прием к узкому специалисту, а также определить объем и специализацию необходимых лечебных и диагностических мероприятий, пациент сначала должен попасть к терапевту. По его направлению больного обязан обслужить узкий специалист клиники, работающей в системе ОМС. Правда, в течение 14 дней - это максимальный срок ожидания, который не должен быть превышен. Но никто не скажет заранее, попадете вы туда на 2-й или на 13-й день. Конечно, никто не запрещает посещать узких специалистов по собственному усмотрению, но путь к кардиологу, пульмонологу и неврологу все равно лежит только через терапевта.

    3. Взимание платы при оказании скорой, неотложной или экстренной помощи недопустимо. Но пациент должен будет оплатить медицинскую помощь, если у него нет страхового полиса, если необходимая медуслуга не входит в перечень госгарантий или пациент хочет получить помощь в другом лечебном учреждении без направления лечащего врача.

    4. Место "медицинской прописки" можно поменять - самостоятельно или с помощью страховой компании, выдавшей полис. Стоит учесть, однако, что, если вы выберете клинику, расположенную не в микрорайоне вашего проживания, то медики имеют право отказаться обслужить вас на дому.

    5. При возникновении вопросов, касающихся бесплатного медицинского обслуживания, можете обращаться в вашу страховую медицинскую организацию (номер ее телефона указан в полисе). Если и это не поможет, обращайтесь в надзорные инстанции.

    комментарий

    Анастасия Крутень, министр здравоохранения Пермского края:

    - Сегодня в Прикамье более 200 частных клиник оказывают бесплатные медицинские услуги. Мы - единственный регион в стране с таким большим количеством негосударственных учреждений, работающих в системе ОМС. Так что любой пациент может обратиться к частной медицине и получить там требуемую помощь бесплатно. Единственное условие - необходимо иметь направление от терапевта. Частная медицина охотно принимает таких пациентов, поскольку вслед за ними в клинику поступает финансирование фонда ОМС. Более того, статистика показывает, что средств, предусмотренных ФОМСом на оплату медицинской помощи, выделяется больше, чем потребляет население по итогам года. Поэтому проблему дефицита узких специалистов можно решить за счет заключения договора с другой клиникой. Но если, к примеру, заведующая поликлиникой не может или не хочет вам помочь, обращайтесь к главврачу. Он ответственен за оказание медицинской помощи на вверенной ему территории. Денег на организацию такой помощи достаточно.

    Роспотребнадзор по Пермскому краю, ул. Куйбышева, 50, тел. (342) 239-35-63.

    Пермский правозащитный медицинский центр, ул. Островского 59, тел. (342) 262-88-76.

    Территориальный фонд ОМС Пермского края, ул. Уральская, 119, тел: (342) 265-15-38

    Поделиться