Если еще и поставить перед собой сценическую задачу внятно и наглядно объяснить, что объединяло и объединяет царя птиц Удода с чеховскими людьми, а чеховских людей со многими нашими чиновниками, чьи фамилии не в глубине веков, а уже сегодня не сходят со страниц газет.
Возьмись за такую неподъемную задачу кто-либо другой, высказывание бы получилось на несколько недель без антрактов. Марку Захарову хватило чуть больше двух часов. И вовсе не оттого, что темпоритмы большого города вынуждают порождать сплошь и рядом спектакли-дайджесты. Скорее потому, что пунктирное мышление и калейдоскоп образов вместо логичного законченного действия с завязкой, кульминацией и традиционной развязкой все больше и больше напоминают жизнь вокруг. Которая так и норовит в любую секунду взять и выстроиться в жанрах театра абсурда с древнегреческой трагедией и комедией вместе взятых, но только не по законам предсказуемой классической драмы.
Надо заметить, подобные прецеденты в "Ленкоме" были, и не один раз. Совмещать несовместимое без единого шва - там, похоже, это уже даже не режиссерский стиль, а человеческий принцип. "Игрока" Достоевского, например, Марк Захаров заканчивал финалом из "Трех сестер" Чехова: в этом была и есть неожиданность Захарова. Никто ведь и не думал. Деньги, рулетка, Баден-Баден, мизансцены все по плану... Сидит театровед, и вдруг: "Если бы знать, если бы знать..." Что это, что случилось, для чего это нужно?
И сразу масса рассуждений по поводу...
Марк Захаров в своем новом спектакле "Небесные странники" себе верен остался. Только таких фирменных финалов из "Трех сестер" - а если быть точнее, то в данном случае реплик из "Птиц" Аристофана и отголосков из "Буревестника" Горького - приготовил гораздо больше. Сопроводив происходящее комментарием для зрителей, дающим подсказку, как правильно разобраться в этой впечатляющей фантасмагории: "Я уверен, великих реформаторов связывает единый процесс постижения человеческого разума и того мира, в котором он формируется. А.П. Чехов, сочиняя свои трагические комедии, наверняка слышал музыку далеких предков. Так мне хочется думать, и так мне легче узаконить мою неожиданную фантазию..."
Формально птицы в спектакле - это афиняне по Аристофану и друзья героини по имени Ольга Ивановна по Чехову. То есть группа невероятно подвижных и, как всегда у Захарова, прекрасно танцующих товарищей, чьи персонажи однажды захотели воспарить над землей, чтобы возвыситься над другими людьми.
Но если копать глубже, то ими могут обернуться даже не столько люди, сколько их навязчивые идеи, рефлексии, поступки и чаяния.
Во-первых, весьма убедительные метания главной героини этого сквозного действия Ольги в исполнении Александры Захаровой, на чью долю выпало воплотить всю низость и все благородство, на которое только способны все женщины от пятых веков до нашей эры и вплоть до 14 апреля 2013 года - дня премьеры спектакля. Во-вторых - невероятная цельность и глубина характера Дымова в исполнении Александра Балуева, приглашенного в "Ленком" на роль, с которой он справился блестяще, причем буквально на первых же прогонах. В-третьих - черной птицей оборачивается и кочующий черный монах - Дмитрий Гизбрехт, чьей пластике лица и выразительности тела позавидует самый талантливый мим, не говоря уже о поголовно всех драматических артистах.
Далее... Впрочем, один из самых интересных моментов - как Марк Захаров огорошивает и оставляет зрителя наедине с вопросом: кто вправе называться небесными странниками? И кто такие эти чудо-птицы?
В его новом спектакле - а мысли как птицы, а птицы как люди.
Поэтому правильный ответ: птицы - это наши навязчивые мысли, которые посещают каждого. А вот чтобы узнать, на кого больше похожи именно ваши - на небесных ласточек или же на стаю черных ворон - прямая теперь дорога в "Ленком".