22.04.2013 23:41
    Поделиться

    ФАС разработает законопроект по нотариусам

    К началу лета минюст внесет в правительство законопроект о нотариате. ФАС России входит в рабочую группу, которая разрабатывает новый интегральный федеральный закон, призванный реформировать основы законодательства в этой сфере.

    - Почему ФАС заинтересовалась нотариусами? Они как-то связаны с бизнесом?

    Алексей Сушкевич, начальник аналитического управления ФАС России: Многие сомневаются в том, бизнес ли это вообще. И мы не будем настаивать совершенно однозначно, что это бизнес в обычном понимании этого слова. Но будем настаивать на том, что нотариусы должны соревноваться друг с другом в доступности, в цене услуги и в качестве ее оказания. Пока же цены в том или ином регионе одинаковые. Но нотариус имеет сегодня возможность дифференцировать цену на свою услугу даже внутри одного региона. Ничего особенного в интересе ФАС к нотариату нет. Европейская комиссия как антимонопольный орган Евросоюза, национальные антимонопольные органы стран Евросоюза несколько лет назад проводили мощную кампанию по внедрению конкуренции в сектора экономики, которую они назвали просто - "где заняты люди свободных профессий". Допустим, это могут быть архитекторы, адвокаты, нотариусы, журналисты, врачи частной практики.

    Лица, которых я назвал, во многом существуют и действуют в условиях отсутствия конкуренции, либо очень ограниченной конкуренции. И предложения по развитию конкуренции в среде лиц свободных профессий, нотариата, были сформулированы Еврокомиссией и в ряде стран даже были реализованы. ФАС России столкнулся с совершенно, на наш взгляд, вопиющей ситуацией, которую мы квалифицировали как картельное соглашение. Самое страшное нарушение антимонопольного законодательства. Это тот случай, когда конкуренты собираются, договариваются о цене, и потом придерживаются этой договоренности. Примерно так поступили российские нотариусы по всем субъектам РФ начиная с двухтысячных годов.

    Собрания проводились в рамках нотариальных палат субъектов Федерации, которые утверждали прейскуранты на так называемые сопутствующие услуги, услуги правового и технического характера, без оплаты которых обратившиеся за нотариальной помощью не могли получить саму нотариальную помощь. Печальная ситуация прихода картельных договоренностей в сферу нотариата начала складываться в конце 90-х годов, когда очевидно стало совершенно недостаточно установленного в Налоговом кодексе тарифа на совершение нотариальных действий или государственной пошлины, которая равняется тарифу на совершение нотариальных действий для обеспечения жизнедеятельности нотариальных контор и нотариусов как таковых.

    ФАС России насторожила прежде всего неопределенность самого этого товара. Что это за услуга правового и технического характера, каков ее объем в отношении конкретного нотариального действия? Допустим, вы пришли заверить подпись лица на доверенности. В советское время у вас бы не возникло вообще никакого интереса к тому, что делает нотариус. Вы были бы заинтересованы в получении нужной бумаги и ее оплате. Сегодня же нотариус объяснит вам, что заверение подписи связано с необходимостью ксерокопирования этого документа, разработкой самого документа доверенности, на котором вы собираетесь заверять подпись. И вам будет дополнительно продано еще несколько услуг, которые нотариус достаточно в произвольном порядке подберет для того, чтобы взыскать с вас сумму, которая, с точки зрения нотариуса, конкретно является справедливой.

    - Но ксерокопия стоит 10 рублей!

    Сушкевич: Да. Но услуги правового технического характера нотариусов в десятки раз больше нашего представления о нормальной цене на ксерокопирование, подготовку документов, которые находятся в свободном доступе.

    Стоимость доверенности одного супруга другому на вывоз ребенка за границу в соответствии с тарифом, установленным Налоговым кодексом, составляет 100 рублей. А московские нотариусы заставят вас заплатить еще 900 рублей за то, что вам будет предоставлена форма этой доверенности. Если вы придете со своей доверенностью, форма которой есть в Интернете, и заполните ее в присутствии нотариуса, в ее заверении вам будет отказано. На основании того, что вы не оплатили полностью работу нотариуса.

    Закон о нотариате, к сожалению, не содержит запрета на такую практику, и отсутствие запрета поощрило самодеятельность нотариальных палат. Они и изобрели эти услуги правового и технического характера, разработали прейскуранты на них и утвердили эти прейскуранты на уровне субъектов Федерации. Это типичная навязанная услуга с несправедливо установленной ценой.

    Антимонопольный орган, конечно, сразу же квалифицировал такого рода действие нотариальных палат субъектов РФ как заключение картельных соглашений нотариусами. Но возникла одна проблема. Дело в том, что российское антимонопольное законодательство до 6 января 2012 года не распространялось на нотариусов. С 6 января определение хозяйствующих субъектов, на которых распространяется антимонопольное законодательство, были изменены. И закон распространил свои действия на нотариусов. Мы возбудили дела по ряду субъектов РФ.

    В представлении российских нотариусов и органов их руководства, нотариус - это лицо, которое выполняет исключительно публичную функцию. Но при этом разрабатывающийся законопроект о нотариате и коллективная позиция нотариусов состоит в том, что эту функцию могут выполнять только частные нотариусы. Эта позиция несколько уязвима. У нас осталось сейчас в стране всего 17 нотариальных государственных контор. И почти 8 тысяч частных нотариусов. Как вы видите, государственных контор очень мало. На наш взгляд, совершенно неоправданно недоразвит сектор государственного нотариата. Если российские нотариусы согласны с идеей, что деятельность нотариуса носит исключительно публичный характер, нелепо отказывать государству, как это делается в законопроекте, который сейчас разрабатывается в минюсте, в осуществлении нотариальных действий. Департамент юстиции, субъекты Федерации, по нашему мнению, вправе и должен утверждать нотариальные должности государственных нотариусов. Не стоит забывать, что есть потребители нотариальных услуг, которые не смогут сами прийти к частному нотариусу, для которых платеж частному нотариусу очень дорог и для которых организация нотариальной помощи в форме государственного нотариата оптимальна. Представьте себе, допустим, лиц, которые находятся на лечении, часто терминальном лечении в хосписах, в домах престарелых. Частного нотариуса сегодня туда загнать очень непросто. Совершенно непонятны механизмы компенсации его расходов на оказание помощи лицам, которые не могут оплатить услуги нотариусу. Которые сами не могут оплатить даже дорогу к нему. Именно государственный нотариус должен оказывать помощь таким людям, от него неправильно отказываться. Частный нотариат должен остаться как основа нотариата. Но при этом должны быть внедрены принципы свободной конкуренции в этой сфере.

    Что я имею в виду? Прежде всего доступ в профессию. Сегодня доступ в нотариальную профессию максимально затруднен, не ясен и не понятен. Отбор производится исключительно через механизм нотариальных палат, то есть самими нотариусами. Воспроизводится старинная цеховая система. Чтобы стать мастером в цеху, надо было жениться на дочке мастера. Другого пути сегодня в российском нотариате нет. Мы считаем, что это порочно и неправильно. Должна существовать отборочная четкая процедура, которая должна администрироваться органами юстиции субъектов Федерации, должен быть формализованный экзамен, очень близкий к ЕГЭ, который должен проводиться авторизованными уполномоченными учебными заведениями с безупречной репутацией вроде юрфака МГУ. И, наконец, должно быть требование отработки на должности государственного нотариуса для лиц, которые хотят заниматься частным нотариатом. Хотя бы два-три года. Пускай походит по хосписам, домам престарелых, психиатрическим больницам, поимеет дело с лицами с ограниченной дееспособностью. То есть увидит, что такое нотариат в его самой тяжелой форме и наработает опыт. Выполнение этих требований должно открывать дорогу в частный нотариат.

    По данным последней переписи 2010 года, население Москвы увеличилось на 2 миллиона, это 20%. Но количество нотариальных участков не увеличилось. Как появляются нотариальные участки для частных нотариусов? Кто управляет этой процедурой? Кто должен запустить процедуру увеличения количества участков для того, чтобы нотариат стал доступнее? Никто не знает. Эта процедура абсолютно закрытая. Мы считаем, что должен быть восстановлен нормальный административный надзор за нотариатом. Без этого о конкуренции в сфере нотариата и о свободном доступе в эту профессию говорить невозможно. Помимо надзора и организации доступа в нотариальную профессию необходим административный надзор со стороны минюста, органов юстиции, в том числе для своевременного появления необходимого количества нотариальных участков и для текущего административного надзора за деятельностью нотариальных палат и отдельных нотариальных контор. Эти два аспекта - доступ в профессию и количество нотариусов, которые действуют в определенном субъекте Федерации, сегодня наиболее уязвимы для критики с точки зрения антимонопольного органа. Там конкуренции мало и ее, в принципе, нет. Важнейшей из претензий к нотариусам является их полная экономическая безответственность. ФАС предлагает ввести серьезную экономическую ответственность нотариусов. Без этого нотариат будет иметь исключительно фиктивную роль.

    - Это будет принципиально новый закон или поправки в уже существующие законодательные акты?

    Сушкевич: Сейчас министерство юстиции разрабатывает законопроект, по сути, новую версию российского законодательства о нотариате. Сегодняшнее законодательство лоскутное, разбросанное по разным федеральным законам, есть и в Налоговом кодексе, и в Основах законодательства о нотариате, некоторые положения - в Гражданском кодексе. Все это необходимо собрать в одном федеральном законе. Это сейчас делает минюст.

    Нас после очень долгих стучаний в дверь допустили в рабочую группу, отнеслись достаточно внимательно к нашим предложениям. Но мы, конечно, не уверены, что наши предложения будут учтены. Мы за то, чтобы допустить элементы конкуренции, чтобы признать, что частные нотариусы действуют в условиях рынка.

    Поделиться