Есть шансы ускорить его на 2-3 процента и без дополнительных госвливаний, подсчитал сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. За счет такого рывка можно будет избежать риска рецессии, о которой много говорят в последнее время. Большинство экспертов "РГ" надеются, впрочем, что самого негативного сценария российская экономика все-таки избежит.
Дискуссия об экономическом росте разгорелась с новой силой, к 15 мая первый вице-премьер Игорь Шувалов и помощник президента Эльвира Набиуллина должны представить президенту свои предложения по корректировке экономической политики.
Поводом стало замедление экономики, а также снижение официального прогноза минэкономразвития - с 3,6 до 2,4 процента. Причем глава ведомства Андрей Белоусов предупредил: к концу года возможна и рецессия. Этот термин означает остановку экономического роста или его некритический спад. Но для постановки такого диагноза стагнация или спад должны продолжаться два квартала подряд.
Впрочем, и это не повод, чтобы "включать" пожарные меры, предупреждают эксперты Центра развития НИУ "Высшая школа экономики". Они, кстати, возможность рецессии не исключили. Но считают, что бояться этого не следует. Автономные рецессии не есть что-то из ряда вон выходящее, написали в последнем обзоре по экономике эксперты Центра Валерий Миронов и Вадим Канофьев. За последние 12 лет Япония, Дания, Италия, Испания, Исландия переживали такие эпизоды трижды, а Венгрия и Португалия - четырежды, подсчитали они. "Урок из этих рецессий такой, что сохранение макроэкономической стабильности и низкой, относительно торговых партнеров, инфляции - это первоочередная задача. Далее должны стоять задачи по решению структурных проблем, создающих условия для опережающего роста производительности труда", - написали Миронов и Канофьев. То есть фактически заранее предостерегли правительство от возможных решений по увеличению бюджетных трат на поддержку экономики, ее накачивания деньгами.
Но проблемы с экономическим ростом легко могут перекинуться на жизненный уровень людей, предупреждает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "ВШЭ" Александр Абрамов. Меньше денег получит бюджет, не будут расти зарплаты. Но больших проблем с бюджетными доходами все-таки не будет, успокаивает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Сложности могут возникнуть с финансированием дефицита бюджета из-за невыполнения планов по приватизации. Рыночная конъюнктура пока не дает продать госсобственность выгодно. "Может быть, придется увеличить заимствования", - говорит Гурвич.
Но оснований для масштабных чрезвычайных мер по поддержке экономики нет, соглашается он с выводами Центра развития. "Рост замедлился. Но признаков кризиса - резкого сокращения спроса, повышения безработицы, как это было в 2008-2009 годы, - нет. А только это может служить основанием для попыток стимулировать спрос за счет смягчения денежной или бюджетной политики", - объясняет Гурвич. "Снижение ставок Центробанком и расширение госрасходов - это путь в никуда, - поддерживает его директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев. - Если мы накачаем таким образом экономику деньгами, что, по сути, будет аналогом программы количественного смягчения в США, то на развитие пойдет максимум 20 процентов этих средств. Все остальное - в импорт, который сразу возрастет. И подстегнет инфляцию".
На неувеличении расходов настаивает и бизнес. Государственных инвестиций у нас достаточно, лишних денег вбрасывать в экономику не надо, говорит Данилов-Данильян. А ограниченный доступ компаний к банковским кредитам вызван не отсутствием средств, а слишком жесткими требованиями по залогам, поручительствам, устойчивости финансового положения заемщика. Коммерческие банки, в свою очередь, выдвигают такие условия, потому что таковы нормы Центробанка. "Вы попробуйте получить кредит на модернизацию цеха, - приводит пример Данилов-Данильян. - Сразу скажут: "Раз вы закрываете на это время цех, у вас возникает риск финансовой устойчивости, мы будем вынуждены резервировать под такой кредит 40 процентов". И разговор окончен. Это не дает компаниям развиваться, обновлять оборудование, невозможно получить кредит на внедрение энергосберегающих технологий, проектное финансирование, перечисляет он. Если условия выдачи кредитов смягчить, той же самой денежной массы будет достаточно, чтобы удовлетворить больший объем требований, говорит этот эксперт. Абрамов, продолжая банковскую тему, в числе реальных мер, которые могли бы способствовать экономическому росту, называет снижение процентных ставок Центробанка и давление на госбанки. "4 процента маржи, которые они заложили на текущий год по кредитам - это действительно многовато", - говорит он.
Другие меры - более жесткое регулирование тарифов естественных монополий, расширение конкуренции, продолжает Данилов-Данильян: "Нельзя выделять деньги на производство МУПам и ГУПам в тех случаях, когда товар может быть выпущен частным бизнесом". Наконец, необходимо однозначное решение не повышать налоговое бремя ни по одному направлению. Примером недостаточной четкости нашей долгосрочной экономической политики - ситуация со ставками соцвзносов и пенсионной реформой, считает Гурвич. В течение нескольких лет они пересматривались несколько раз, и до сих пор нет ясности по поводу того, какими будут в итоге.
Ведев также делает ставку на оживление экономической активности. И предлагает развивать малый и средний бизнес. "Помочь ему можно через кардинальное упрощение регистрации предприятий, прекращение необоснованных налоговых проверок", - считает этот эксперт. "Подхлестнуть рост ВВП могут и инфраструктурные проекты, дав несколько процентов экономического роста, - говорит Абрамов. - Но у нас просто дают деньги крупным корпорациям, а надо развивать другие институты - например, государственно-частное партнерство". Положительным сигналом для частных инвесторов в этом плане могут стать подготовленные правительством предложения по инвестированию части пенсионных накоплений и средств Фонда национального благосостояния, надеется Гурвич.
Бюджет уже недополучил в казну из-за замедления экономики 50 миллиардов рублей, подсчитал Центр развития НИУ "Высшая школа экономики". В годовом выражении - это 200 миллиардов рублей. Так, по расчетам Центра, замедление негативно сказалось на поступлениях "внутреннего" НДС. "Еще о 120 миллиардах рублей не поступивших в бюджет доходов в годовом выражении можно говорить применительно к НДС на импорт", - добавляют эксперты.
Выходит, в течение года в казне образовывается брешь в 320 миллиардов рублей. И нефтегазовыми доходами ее не закрыть, говорят аналитики. Кроме того, к запланированному дефициту бюджета в 521 миллиард рублей нужно добавить 100 миллиардов рублей из-за снижения доходов и 850 миллиардов рублей, которые нужно будет отправить на пополнение Резервного фонда. В рамках этих расчетов минфину предстоит профинансировать дефицит в размере 1,5 триллиона рублей, или 2,2 процента ВВП, считают в Центре развития. Поэтому исполнять бюджетное правило в условиях стагнации будет трудно, считают эксперты.