25.04.2013 23:09
    Поделиться

    Ильдар Абдразаков: Самое важное в истории о Фаусте - не продать душу дьяволу

    Мефистофеля в премьере оперы "Фауст" в Мариинском театре, которая состоится 26 и 27 апреля, исполнит всемирно известный бас Ильдар Абдразаков. Спектакль ставит британская художница Изабелла Байуотер, с чьей работой российский зритель знаком по недавней премьере оперы "Сон в летнюю ночь" Бриттена, поставленной в Концертном зале Мариинского театра.

    Совсем недавно Ильдар стал счастливым обладателем "Золотой маски" в номинации "Лучшая мужская роль в опере" за исполнение сразу нескольких партий, к слову, не меньших, чем Мефистофель, злодеев в опере "Сказки Гофмана" Оффенбаха в Мариинском театре. О злодейской участи оперных басов певец рассказал "РГ" накануне премьеры.

    Насколько ценна для вас ваша первая "Золотая маска"?

    Ильдар Абдразаков: Получить премию на родине приятно втройне! Однажды мне посчастливилось провести церемонию награждения с великолепной примой Мариинского театра Ульяной Лопаткиной, но мне никак не удавалось принять участие в спектаклях, выдвинутых на соискание премии. Награда ценна для меня тем, что в работу над ролью в "Сказках Гофмана" действительно было вложено много энергии, актерских сил, бархатовских задумок и пусть злодейских, но все же добрых и положительных эмоций. Приехать на церемонию я не смог, поскольку находился в Турине - пел короля Филиппа II в опере "Дон Карлос" Верди.

    Совсем скоро вы дебютируете в партии Мефистофеля на сцене Мариинского театра. Часто поете Мефистофелей?

    Ильдар Абдразаков: Как ни странно, это произойдет всего лишь во второй раз. Впервые я исполнил эту партию в нью-йоркской Метрополитен Опера семь лет назад.

    Испытали какие-нибудь особые ощущения после дебюта в такой дьявольской партии?

    Ильдар Абдразаков: Честно говоря, ничего сверхъестественного не случилось. Было лишь ощущение преодоленной планки. В моем репертуаре появилась еще одна очередная серьезная, главная партия, которая будет сопровождать меня всю жизнь. Она проходит через карьеру всех басов. Мне было приятно осознавать, что в тот год, когда я дебютировал Мефистофелем в Нью-Йорке, отмечалось 100 лет с момента первого исполнения этой партии Федором Шаляпиным.

    Спустя столетие передалась от Шаляпина эстафетная палочка, а он, как известно, был гениальным Мефистофелем. Наверное, это судьба. Суеверий насчет роли нечистой силы у вас нет?

    Ильдар Абдразаков: Я знаю о существовании суеверий среди оперных певцов, но не зацикливаюсь на этом. Для меня главное - выспаться, чтобы с утра меня никто не будил.

    В Великобритании многие боятся петь в "Макбете" Верди. Существуют подобные страхи в отношении Мефистофеля?

    Ильдар Абдразаков: От басов я слышал только то, что они мечтают спеть Мефистофеля - одну из красивых и благодатных партий. Кстати, музыка у всех трех Мефистофелей, которых я исполнял в произведениях Гуно, Бойто и Берлиоза, очень красивая, эмоциональная с великолепными ариями.

    Что для вас самое важное в истории о Фаусте?

    Ильдар Абдразаков: Не продать душу дьяволу. У меня, по счастью, в жизни не было таких искушений. Мефистофель - персонаж, которого можно найти везде, особенно в мыслях бездуховных людей, он способен перевоплощаться во все.

    2 мая вам выступать на концерте открытия новой сцены Мариинского театра или "Мариинки-2". Какие мысли возникают по поводу нового театра?

    Ильдар Абдразаков: Гордость за Гергиева, за Мариинский театр, за страну. В мире многие театры закрываются из-за продолжающегося кризиса, а у нас, наоборот, открываются, реконструируются, появляются новые постановки в опере и балете. Я счастлив, что на моей Родине в России культура живет!

    Поделиться