Сето - это малочисленный финно-угорский народ, потомки Псковской чуди, жившие на территории Печорского района еще до прихода туда славян-кривичей. Язык их близок к эстонскому, хотя отличается от него, но при этом сето эстонцев прекрасно понимают.
Хелью Маяк в девичестве даже носила фамилию Сето, как и ее дед, - когда-то фамилии себе в деревнях просто придумывали. Теперь представительница коренных жителей возглавляет "Этно-культурное общество народа сето" и с радостью отмечает, что в последние годы коренных жителей стали поддерживать на государственном уровне.
- В 2010-м нам удалось получить статус коренного малочисленного народа, - говорит Хелью Маяк. - По данным последней переписи, у нас официально числится 178 представителей сето, однако неофициально их около 350. В Эстонии сейчас живут 12 тысяч человек, причисляющих себя к сето. До 2002-го ни в одной переписи граждане не указывали такую национальность, чаще записывались эстонцами. Поэтому о нас не говорили как о народности. Более того, создалась парадоксальная ситуация: язык у народа есть, а письменности нет. Сегодня представителей сето так мало, что без поддержки властей нас могло бы вообще не остаться.
Малым народам в силу разных причин всегда труднее сохранить свою территориальную целостность, культуру, традиции. По имеющимся данным, в 1905 году представителей сето в Псковской области проживало около 23 тысяч,
а в 1995-м - их осталось только 1200 человек. Одни уезжали в Эстонию, в соседние регионы, другие заключали смешанные браки, язык постепенно исчезал.
Как отмечает Маяк, сейчас жизнь стала меняться в лучшую сторону - оставшиеся в регионе сето помнят свои корни и не хотят их терять. А власти Псковской области стараются всячески поддержать народ и даже по возможности вернуть на историческую родину тех, кто когда-то покинул эти места.
Региональная целевая программа поддержки сето включает в себя множество направлений. При этом акцент делается на социальные вопросы. В частности, предусматривается материальная помощь на сельхозработы, воспитание детей, проведение ремонта, диспансеризацию. Так, по предварительной заявке можно отремонтировать крышу дома или поставить новые окна - своих средств в деревнях, где живут сето, на это не хватает. Многие семьи сето многодетные, поэтому в регионе стараются помочь им в первую очередь. По словам Хелью Маяк, на каждого ребенка в семье сето дают по три тысячи рублей - это разовая ежегодная выплата. Более того, в программе учитываются и смешанные семьи - в 2012 году от них поступило более ста заявок. В текущем году материальную помощь получили уже 60 детей.
Так же обстоят дела и с ремонтом - заполняется заявка, потом специальная комиссия определяет объем работ в каждом конкретном доме, финансирование. Например, на сто тысяч можно не только поменять старую черепичную крышу, но и поставить несколько современных пластиковых окон.
Отдельная выплата по программе поддержки предусмотрена для тех сето, кто занимается возделыванием земли.
- Владельцы крестьянских хозяйств подают заявки, - рассказала Маяк, - где указывают, что в этом году посадили на своем участке, после чего могут рассчитывать на материальную помощь из расчета три тысячи рублей за гектар. В прошлом году на все заявки было выделено 85 тысяч рублей - это значимая поддержка для земледельцев.
Еще один серьезный вопрос - переселение сето на родину в Печорский район. Многие из них живут в Эстонии еще с советских времен - там учились, работали, заводили семьи, а в Псковской области остались родительские дома, хутора. После распада Советского Союза Эстония стала самостоятельным государством, и вопросы возвращения теперь решать более сложно. Тем , кто готов вернуться на землю отцов в Псковскую область, приходится улаживать множество паспортных формальностей. Скажем, для получения вида на жительство нужно собрать одиннадцать документов, которые будут рассматриваться в течение полугода, а оформить временное пребывание можно только в пределах трех месяцев. Те из вернувшихся сето, кто уже получил вид на жительство, могут рассчитывать на 50 тысяч рублей подъемных из областного бюджета для каждого члена семьи, а эти средства очень пригодятся при обустройстве старого дома и для начала новой жизни в деревне.
Важно, что при составлении программы господдержки руководство региона прислушивается к пожеланиям представителей сето. К примеру, сейчас в Сигово пока еще нет автобусного маршрута, и община сето попросила внести в программу поддержки организацию регулярного транспортного сообщения с деревней.
Не обошли в программе и пожилых людей, которые особенно нуждаются в заботе и поддержке. Многие из них не получают выплат ни на детей, ни на возделывание земли. О них тоже не забыли. В общее пользование для всех сето
в 2011 году за бюджетный счет приобрели трактор с необходимым оборудованием и автобус. Услугами техники можно воспользоваться по заявке - вспахать огород, скосить траву, выкопать картошку. В прошлом году на технику было подано и удовлетворено 36 заявок.
Власти Печорского района при участии местной общины стараются не обойти ни одну семью сето. Например, Малле Богачева и ее семья с тремя детьми смогли прошлым летом воспользоваться трактором, получить выплаты на детей, и даже поставить новые окна в своем сельском доме. Хотя и Малле, и ее муж работают, им трудно было бы без помощи государства обустроить свою жизнь.
Сейчас любой желающий может открыть для себя мир сето и познакомиться с традициями этого интересного народа - в деревне Сигово Печорского района работает единственный в России музей-усадьба сето. Существуют еще три таких национальных музея, но все они - в Эстонии. Как рассказала глава государственного музея-заповедника Изборск, к которому относится усадьба в Сигово, Наталья Дубровская, уникальную экспозицию удалось собрать благодаря сотрудничеству людей, не равнодушных к национальной культуре и традициям сето, с самими носителями этой культуры и языка.
- Это не "сухой" центр культуры, созданный по указанию сверху, а настоящая этнографическая усадьба, по крупицам собранная неравнодушными людьми, - рассказала Дубровская. - Когда-то на этом месте находился хутор семьи Кюллаотс, которая уехала, а потом на базе оставшегося дома, двора и прилегающих построек решили сделать настоящую усадьбу в национальных традициях.
По всему Печорскому району для музея сето собирались экспонаты - домашняя утварь, костюмы. Параллельно музей стал первым и единственным информационным центром народа сето. В планах создать еще один такой информационный центр - в самом Изборске, в недавно отреставрированной усадьбе купца Шведова. Недавно здесь заработала экспозиция "Русские и сето. Одна земля, общая история" - интереснейшая этнографическая выставка, которую музейные работники собирали в течение нескольких десятилетий. Здесь можно увидеть уникальные полотенца, прялки, самовары, старинные национальные костюмы двух народов, живших по соседству на протяжении долгих лет, а также много характерных предметов быта.
Кстати, о полотенцах сето можно рассказать отдельно - у этого народа свой особый художественный тип святого, или иконного, полотенца, и в коллекции изборского музея-заповедника представлена редчайшая подборка. В том числе здесь можно увидеть и отдельный вид полотенца - лынник, замужние женщины сето использовали его как головной убор, обернув вокруг головы.
Не так давно на хуторе в Сигово появился детский лингвистический лагерь, где дети сето со всего Печорского района могут приобщиться к языку своего народа совершенно бесплатно. В лагере работают носители языка, которые, хоть и не являются профессиональными педагогами, успешно учат детей готовить блюда кухни сето, разучивают с ними народные песни и танцы. Надо сказать, песенная культура сето входит в список культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. Буквально за месяц дети начинают говорить на родном языке. Хотя есть мнение, что язык должен прежде всего прививаться в семье, а потом уже в школе. Но на наречии сето сейчас говорят все меньше, поэтому возможность выучить язык в специальной группе для молодого поколения особенно важна.
По словам Натальи Дубровской, в планах музея демонстрация так называемой серебряной кладовой сето - уникальной коллекции народных серебряных украшений, отличительной особенности народного костюма. Как говаривали в старину, "женщину сето сначала слышно, а потом уже видно" - так издалека звенели многочисленные серебряные украшения, которые надевали по особым случаям, для обрядов и праздников. Возможно, в музее скоро появится отдельное помещение с мастерскими, где посетители смогут полюбоваться на эту красоту.
У неравнодушных хранителей культуры народа сето много новых задумок. Например, Хелью Александровна Маяк с нетерпением ждет, когда в музей-усадьбу в Сигово подведут воду. Тогда наконец-то можно будет исполнить давнюю мечту - устроить там настоящую кухню сето, на радость гостям и туристам. А местная кухня славится нежнейшими домашним сыром с тмином, кренделями, пирогами и супами. Кроме того, после окончания ремонта музея в этом году здесь собираются создать несколько мастерских, где желающих будут учить традиционному рукоделию - шить, вязать, ткать пояса.
- Главное, что люди помнят свои корни и хотят жить на своей земле, - говорит Маяк. - Мы всегда жили здесь вместе, и хотелось бы, чтобы так продолжалось дальше.