В Воронеже выставили эскизы сценографа Юрия Гальперина

Масштабная ретроспектива работ выдающегося театрального художника Юрия Гальперина развернута в воронежском областном художественном музее имени И. Крамского.

Он оформил спектакли ведущих режиссеров страны. Заслужил признание за рубежом. Выставлял свои авангардные наброски в Норвегии, Ирландии и Англии. Первая персональная экспозиция на родине прошла спустя год после его смерти - в конце прошлой осени в московском Театральном музее имени А. Бахрушина. Теперь же самые значительные работы из собрания этого музея, семейного архива художника и из театров, где Гальперин работал (РАМТ, саратовский ТЮЗ, воронежский Камерный), представили в Воронеже.

Эскизы декораций и костюмов, макеты и аппликационные композиции спектаклей "Король Лир", "Пучина", "Три сестры", "На дне", "Идиот", "Каштанка"… Афиши на корейском, норвежском и иврите ("Мне все равно, где делать спектакль, лишь бы был интерес… А окружение - заграница или маленький провинциальный город в России - роли не играет, - говорил мастер). Манекены, одетые как персонажи "Двенадцатой ночи" и "Дядюшкиного сна" в воронежском Камерном (художник не раз брался за Достоевского, придумывая разные изобразительные концепции). Впервые на публике - разработки к пьесе Михаила Кузмина "Вторник Мери", которую Юрий Гальперин мечтал не только оформить, но и поставить как режиссер в нижегородском ТЮЗе. Не срослось.

По работам Гальперина заметно, что он был не иллюстратором режиссерской концепции, а полноценным соавтором спектаклей, выдвигая свое видение характеров и мизансцен.

- У художника на сцене функция, с одной стороны, прикладная, он не может быть абсолютно самостоятелен. Он как будто бы не должен вылезать вперед. Но это же его задача - вывести то, что ему самому представляется увлекательным, на первый план для зрителя. Юрий Гальперин уникально проявил себя в графике - мало кто в такой степени владеет всеми ее техниками. Например, эскизы костюмов к "Идиоту" выполнены очень сложным способом, темперой - это ведь ею иконы писали, - подчеркнула куратор выставки искусствовед Анаит Оганесян. - Мне кажется знаменательным, что выставку разместили в музее имени Крамского: между этими художниками есть определенная перекличка. Крамской, как известно, любил жанр портрета, любил вглядываться во внутреннее состояние человека. А Гальперин так же всматривался в образы литературных героев и передавал их сущность. Ему была важна не сама декорация, а мысль, которая за нею стоит.

К каждой серии персонажей у него подобран свой изобразительный "ключ". При этом всех объединяет узнаваемая экспрессия, временами переходящая в гротеск. Заламывающие руки и задирающий нос человечки - иронически утяжеленные книзу, с мутноватым взглядом (глаза ведь уже актерская "епархия", верно?), доведенные до состояния метафоры - прорисованы детально, как наброски к большому живописному полотну. Рядом со скрупулезностью завхоза описаны все эти складочки, оборки, прорехи и заплаты на одежде или декорации - где х/б, где меха, где синтепоном проложить. Художник, по словам Анаит Оганесян, "фанатично добивался от постановочных цехов максимально точного построения на сцене того, что было придумано и нарисовано".

Гальперин всегда умел находить общий язык с рядовыми работниками (с начальниками приходилось гораздо труднее), и хотя язык его был сложным, простые люди театра делали то, что он предлагал, - с ощущением, что это подлинное искусство. Юрий имел непререкаемый авторитет и в высоких кругах сценографов, и вообще в театральном мире, заметил режиссер, худрук Камерного театра Михаил Бычков.

- Он очень своеобразно воспринимал мир: видел, чувствовал и эти переживания воплощал. Кто-то всю жизнь проводит в поисках своего языка, пытается его придумать или сконструировать. У него такой необходимости не было, - добавил Бычков. - Он от природы что-то уже получил, а дальше сформировался как носитель определенной пластики, мировидения, эстетики. Их воплощение получалось бесконечно разнообразным. И - только он мог так увидеть и сделать. По-гальперински. Нам, нашему городу требуется инъекция настоящей красоты. Называют этим словом обычно то, что красотой не является. Гальперин же нес истинную красоту, которая никогда не устареет. Это не авангард и не то "актуальное искусство" вокруг "как бы современных" форм, которым сегодня зарабатывают на жизнь некоторые "шаманы", не опирающиеся на глубокое содержание и понимание жизни, на фантазию, на талант, в конце концов. Но это и не "нафталин", не вчерашний день, не "дремучая" классика. Я смотрю на работы Гальперина и с грустью представляю, как через месяц они вернутся в архивные папки и театральные запасники. Воронежу надо бы задуматься о том, чтобы для будущих поколений оставить себе хоть частицу этого наследия.

Кстати

Выставка "Пространства и образы Юрия Гальперина" будет открыта до 26 мая 2013 года в залах постоянной экспозиции музея им. И. Н. Крамского (3 этаж). Стоимость входного билета - 100 рублей (для пенсионеров, школьников и студентов - 50 рублей). Адрес музея: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67. График посещения: среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10 до 18, пятница - с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса закрывается за 45 минут до окончания рабочего дня.

Справка "РГ"

Юрий Григорьевич Гальперин (1955-2011) окончил Краснодарское художественное училище и Ленинградский институт театра, музыки и кино. Был главным художником в театрах Ростова-на-Дону, Иркутска и Воронежа, с начала 1990-х стал работать над постановками в качестве "свободного художника" - в Москве и Ярославле, Сибири и Поволжье, на Урале и в Прибалтике. Трудился в соавторстве с Михаилом Бычковым, Сергеем Женовачем, Леонидом Хейфецем, Адольфом Шапиро, Валерием Саркисовым, Владимиром Ивановым, Георгием Цхвиравой, Александром Кузиным, Уланбеком Баялиевым, Олегом Рыбкиным и Мариной Глуховской. Один из самых успешных периодов творчества Гальперина связан с московским Театром на Малой Бронной, где он стал соавтором знаменитых постановок Сергея Женовача ("Король Лир", "Мельник-колдун, обманщик и сват", "Идиот", "Леший). В Норвегии их тандем создал великолепные спектакли "Дикая утка" и "Три сестры".

За работу над спектаклем "Король Лир" в театре на Малой Бронной художник в 1992 году получил премию мэрии Москвы в области литературы и искусства. Дважды был номинирован на "Золотую маску" (а позже входил в жюри этого фестиваля) за лучшую сценографию - в том числе за спектакль воронежского Камерного театра "Дядюшкин сон" (режиссер - Михаил Бычков). К слову, постановка этой повести в Рижском русском драматическом театре с тем же Бычковым стала последней законченной работой Юрия Гальперина. В Воронеже он был сценографом знаковых спектаклей ТЮЗа, таких как "Над пропастью во ржи", "Шарманка", "Каин", "Носороги", "Палата № 6", "Каштанка" или "Ночь перед Рождеством". Оформил серию ярких постановок в Камерном театре. Две из них - "Калека с острова Инишмаан" по пьесе Мартина МакДонаха и "До и после" по Роланду Шиммельпфеннигу - можно увидеть на сцене по сей день.

Фоторепортаж