02.05.2013 11:30
    Поделиться

    Валерий Гергиев открывает Мариинский театр-2 в день своего 60-летия

    Этого события - открытия Мариинки-2 Валерий Гергиев ждал десять лет. И все эти годы бился, чтобы тяжелейшая эпопея изнурительной российской стройки завершилось победой, а появление нового оперного театра в Петербурге стало культурным событием мирового масштаба.

    Сегодня вечером президент России Владимир Путин примет участие в открытии нового петербургского театра. Гала-концерт открытия будет транслироваться на разные страны мира, а сам маэстро утро своего юбилея посвятил общению с зарубежными журналистами и музыкальным обозревателями, прибывшими для освещения открытия Мариинки-2 в ведущих мировых СМИ. По сути, юбилей маэстро стал не просто частью, а знаком этого крупнейшего культурного события. А накануне этого дня состоялся предпремьерный показ программы открытия, которую ставят на новой сцене режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин, для ветеранов сцены и ВОВ, для строителей и творческой интеллигенции города.

    Как заметил автор архитектурного проекта Мариинки-2 Джек Даймонд, "когда стало ясно, что в здание Мариинского тетара-2 могло бы быть уже готово  к маю-июню, мы решили, что открытие его надо приурочить к юбилею маэстро. И это было очень правильно, иначе стройка могла бы тянуться еще какое-то время".

    Резюмируя результаты сложнейшего строительного марафона Мариинки-2, Джек Даймонд, обозревая с высокой точки стеклянной лестницы "воздушное" просторное фойе, подсвеченное солнечным светом желтой ониксовой стены, наблюдая первую публику, курсирующую по стеклянным лестницам между этажами и рассматривающую завораживающую панораму Петербурга, открывающуюся за гигантскими окнами театра, сказал: "Это все, о чем мы мечтали". Самым главным в этом архитектурном проекте было для него найти баланс между архитектурой и акустическими качествами нового театра. Эту позицию Джек Даймонд формулировал, как исходную, и теперь он доволен результатом: "Акустика великолепная. Во всех произведениях музыка звучит как живая, звук будто расцветает. Я бы так и сказал: это цветение звука. Причем, акустика со временем будет еще лучше, когда окончательно все просохнет - зал ведь пока новый. Мы все делали здесь с учетом того опыта, который имеем, сделав очень хороший театр в Торонто. Для нас акустика в музыкальном зале - это самое  главнее. Романический архитектор скажет: оставьте акустику для акустика, а я буду работать над формой. Но мы в этом смысле - прагматики. Я очень доволен результатом".

    Три года назад обозреватель "Российской газеты" ездила специально в Торонто, чтобы ознакомится с новым проектом Мариинки-2  Джека Даймонда. Теперь проект архитектурного бюро Diamond and Schmitt Architects осуществился в Петербурге. 

    Поздравления Валерию Гергиеву

    На открытие Мариинского театра-2 съезжаются знаменитые гости со всего мира, среди них звезды искусства, которые сегодня соберутся и на сцене,  и в зале. Вечером они поздравят маэстро  лично в стенах нового театра, но уже утром передают ему поздравления через "Российскую газету":

    Майя Плисецкая:

    - Я с удовольствием поздравляю Валерия Абисаловича - великого дирижера, великого человека с днем рождения. Я думаю, что этот день должен для него быть счастливым, потому что он добился и достиг того, что он ожидал и чего он заслуживает. Он великий дирижер, и под его руководством я слышала очень много исполнений, и всегда это изумительно - вне зависимости  от того, как и сколько он  репетирует, старая это или новая для него музыка. Но каждый раз, слушая его,  я ловлю себя на мысли: как я бы хотела под его руководством танцевать! Ведь когда, например,  в "Лебедином озеро" говорят: быстрее, медленнее, громче, тише - для меня такое исполнение  не существует. Я танцую так, как я слышу. Поэтому, когда  меня спрашивают:  как надо дирижировать? Я отвечаю: так, как написано в партитуре у автора.  Ну, а если кто-то под это  танцевать  не может,  пусть вообще не танцует, домой идет.  Я считаю, что  танцевать надо музыку, а не под музыку, как, знаете, лошади в цирке.  И  Валерий Абисалович исполняет музыку именно так, как он слышит. А он замечательно понимает партитуру - причем,  всех авторов! Кого он только не дирижировал! И неважно, какая это партитура - опера, балет, симфония, для маленького оркестра, для огромного  - я всегда у него слышу музыку. Причем, какую-то музыку я открыла для себя заново и полюбила именно, слушая ее в исполнении Гергиева. Такое  может делать только великий человек.  Поэтому этого великого человека и очень верного друга я поздравляю  от всей души и считаю, что дальше он должен так идти, и он и будет так идти. Знаете - гений и фурии - это и есть большой талант.

    Мария Гулегина:

    - Валерий Абисалович -  потрясающий человек, потрясающий музыкант и  потрясающий организатор! Поднять  это строительство Мариинского театра-2,  сделать его таким, какой он теперь стоит здесь в Петребурге   -  солнечный,  отражающий старую Мариинку в  своих новых стеклах - это просто потрясающе! И возможности сцены, как я увидела уже, здесь  грандиозные!  Я думаю,  у этого театра  будет огромный успех и  огромное будущее - аналогов ему в мире нет.  И все это - заслуга Валерия Абисаловича! Счастья, здоровья ему, всего самого хорошего! Так, как он работает,  в мире не работает никто: никто столько не летает по миру, не играет столько музыки, никто так не пропагандирует наших российских певцов в мире. И его трепетная любовь ко всем солистам, с которыми он когда-то начинал - это тоже  его абсолютно уникальное качество! Счастья, здоровья ему и самого-самого лучшего от всего сердца!

    Ильдар Абдразаков:

    - Я хочу поздравить Валерия Абисаловича - великого человека, Маэстро с большой буквы - с юбилеем!  Я очень счастлив, что судьба свела нас,  что я его современник, что мы вместе делаем музыку,  которая дает людям положительные эмоции и ощущение счастья. Я благодарен ему за тот огромный подарок, который он сделал сегодня городу,  нашей стране, построив этот новый театр.  Сегодня в мире  ситуация такая, что театры закрываются, а в Петербурге - наоборот,  праздник! Пусть этот театр цветет, пусть сюда приезжают  люди, приезжают великие певцы, постановщики, музыканты. А Валерию Абисаловичу  я хочу пожелать  здоровья и  процветания: ведь, построить - это одна часть дела, а дальше нужно  вкладывать сердце, выращивать  театр, как цветок.  И я готов быть "удобрением" для этого цветка! Я хочу поблагодарить Валерия Абисаловича  за многое: особенно,  за те проекты, которые мы делали в последнее время вместе -  "Сказки Гофмана", "Фауст", "Аттила", "Дон Карлос". Это произведения великих мастеров, и те роли, которые  по жизни идут с басовым голосом. Валерий Абисалович откликнулся на мои пожелания, и мы воплотили все это. Я счастлив, что   он заметил меня когда-то и пригласил в Мариинский театр, и уже 15 лет мы работаем с ним вместе.  Многие ему лета!

    Родион Щедрин:

    - Сегодня особенный день - юбилей Валерия Гергиева и рождение нового театра. Появление этого театра  в Петербурге - огромная победа Гергиева. Только его гигантская водородная энергия смогла сладить со всем на свете, потому что в России самое главное слово - "нет" или "нельзя". Всегда придумывается множество наиубедительнейших  доводов, чтобы повернуть в сторону "нет".  И то, что он смог довести это дело до конца - действительно огромный подвиг. Мне казалось, что уже создание Концертного зала Мариинки, который тоже был построен на его внеземной энергетике - это уже золотая страница истории нашей культуры - и не только музыкальной.  Но сейчас  появился новый великолепный театр.  И для меня как человека, чья профессия заниматься музыкой, и как гражданина этой страны - это неизбывная радость.  Мариинский театр-2 построен и сегодня вечером откроется! А все эти наскоки, которые на него были, до такой степени не соответствуют действительности! Люди должны немножко заглянуть в завтра и послезавтра. Все должно устояться и в собственном сознании,   в ощущении своего города. У нас ужасно любят судить сразу: это чисто российская беда. Только показали, и уже сразу говорят:  нет, это не хорошо, нельзя, я бы сделал по-другому.  На этом фоне то, что сделал Гергиев - это подвижничество. И это  теперь золотая страница культуры России. Гргиев, как всегда, вышел победителем! Я поздравляю его!

    Денис Мацуев:

    - Я не мастер говорить тосты, но сегодня именно тот день, когда их надо  говорить Валерию Гергиеву: и не потому, что он - человек с Кавказа, а потому что он достоин самых лучших, самых сильных слов. Он всегда  все делает от чистого сердца. И самым его уникальным качеством я считаю его дар предвидения, его умение мыслить масштабно - как на сцене, так и в жизни. Его  талант дирижера  также включает в себя это качество: когда солист играет с ним, Гергиев предвидит его мысли за несколько тактов вперед. Это гениальное мастерство! И новый театр, который он  сделал для страны -  абсолютно уникальное сооружение: его еще оценят по-настоящему. У Гергиева всегда так:  те, кто его критикуют, становятся потом его поклонниками.  Ведь сейчас, когда люди вошли в новый театр, у них было шоковое состояние - настолько необычное, сильное впечатление производит все, что там внутри. Только представить себе, что  на сцене можно одновременно репетировать 4 оперы, не мешая друг другу. Люди еще поймут, какое уникальное событие произошло сегодня в Петербурге, какое наследие на века оставил городу Гергиев.  И акустику нового театра я считаю великолепной - очень живой, воздушной. Я  с нетерпением жду, когда 19 мая впервые сыграю на этой сцене сольный концерт: "Времена года" Чайковского и "Картинки с выставки" Мусоргского. Ямного раз выступал   в оперных театрах мира - в Мет, Ла Скала, Ковент Гарден, Гранд Опера и др, и везде это очень сложно, потому что оперная акустика совершенно другая. А этот зал строили и для оперы, и для концертов  - и он абсолютно уникален. Я хочу пожелать маэстро в этот день, чтобы и через 20-30- лет  он также активно был на сцене, как и теперь.   Гергиев и сцена - это абсолютно неразделимые понятия. Сцена  для него -  лекарство от всего, это его терапия,  его здоровье. И я уверен, что свою уникальную энергию, о которой все говорят, он черпает на сцене, исполняя музыку.

    Рене Папе:

    - Дорогой Валерий, дорогой маэстро Гергиев, я поздравляю тебя с днем рождения, с  твоим 60-летием! Ты выглядишь таким же молодым,  как и 15 лет назад, когда мы встретились впервые!  Я желаю тебе всего самого наилучшего, безграничной удачи, быть таким, какой ты есть, и  продолжать делать все то, что ты делаешь!  Ты - фантастический артист и замечательный друг! Поздравляю!

    Пласидо Доминго:

    - Это великое событие - открытие нового театра в день его 60-летия. Я знаю его очень давно, и мы столько музыки сделали вместе! Свою первую "Пиковую даму" я пел с ним,  я делал с ним "Отелло" в Метрополитен, мы делали "Самсона и Далилу", "Парсифаля", много других опер вместе. Его способность делать музыку, открывать русскую музыку всему миру, а также способность создать такую большую оперную компанию и сделать ее известной миру, уникальны! Сейчас имя Мариинского театра известно повсюду в мире.  А теперь уже два театра и Концертный зал - это столько возможностей для музыки! Здесь будет работать столько людей, делающих музыку! Я  хочу пожелать маэстро много счастья, чтобы он по-прежнему делал счастливыми  людей по всему миру, даря им музыку.

    Анна Нетребко:

    - Я поздравляю Валерия Абисаловича и желаю ему здоровья, счастья, творческих успехов, любви близких. Я поздравляю Валерия Абисаловича еще и с тем, что этот многострадальный театр Мариинский-2 воздвигнут, и теперь мы будем здесь выступать. Он такой чудесный,  здесь такая прекрасная акустика, так красиво! Уже сегодня мы почувствовали, как здесь удобно. Я смотрела в зал и видела, как ряды поднимаются вверх, как в зале много света. А за сценой - просто настоящий завод! Конечно, лучшей сценой страны ее сделает атмосфера - музыканты, артисты, публика. И нам надо обрести еще собственную ауру. Мы все будем работать над его  атмосферой, над его историей. То, что касается его модернового вида снаружи, то с этим я могу согласиться только отчасти. Все современные театры выглядят именно так, потому что там огромное количество сцен, помещений, где должно все храниться. И, как правило, задняя часть театров выглядит не столь привлекательно, как фасадная. Я считаю, что снаружи наш театр  красивый: красивый желтый камень на красном камне. Я желаю ему процветать, чтобы он стал любимым для музыкантов, певцов, балетных артистов, и естественно - для публики!

    Дмитрий Бертман:

    - Город Петербург вообще ассоциируется с русской культурой: это сердце культурной жизни России в течение несколько столетий. Когда мы говорим Петербург, в сознании сразу возникают Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Невский проспект, Александро-Невская лавра, Чайковский, Пушкин, Блок. Но Гергиеву в начале ХХI века удалось сделать так, что теперь Петербург в мире не может не ассоциироваться с Мариинским театром! То есть, у нас есть оперный театр, который также востребован в мире, как наши нефть и газ. Не называя это национальной идеей, Гергиев осуществил ее! И сейчас он построил по-настоящему новый театр - идеальное здание, о котором так долго мечтала Россия. Все попытки до этого не увенчивались успехом. К сожалению, этого не произошло, когда открылся филиал Большого - по разным причинам Москва не получила такого класса оперное здание. Победа Гергиева - это победа над временем, победа над историей. Это победа человеческая, патриотическая, победа гражданина. И это победа музыки. И я ему очень благодарен за то, что он помог нам сделать приоритетом театр, музыку, оперу. А пожелать я ему хочу здоровья, потому что его здоровье - это здоровье тысяч людей, его здоровье - это здоровье всех нас: и на сцене, и в зрительном зале. Я желаю, чтобы у него было постоянно желание продолжать нас  удивлять  своим уникальным ресурсом человека и художника.

    Джек Даймонд:

    - Этот театр я хотел бы считать моим подарком Валерию Гергиеву. Новый Марииснкий театр - один из самых-самых важных культурных проектов в мире, потому что  это Россия, это Валерий Гергиев, который своей энергией и своим таланом ведет российскую культуру в будущее. Моя задача была только создать ему место для этого. И благодаря Гергиеву,  его вере в наш проект я чувствую себя сегодня привилегированным: это большая честь для меня - внести свою частичку в историю российской культуры, создать не только место, где  будет исполняться музыка Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, но и пространство  - современное, которое с уважением смотрит на свою историю, но нацелено вперед, в будущее. Я уверен, что новый Мариинский театр станет тем местом, где будет развиваться российская культура. И я желаю Валерию Гергиеву  много сил для активной жизни, для этого постоянного развития.

    Дирижер Валерий Гергиев
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться