Кто может обратиться в МУС?
Сан Хюн Сон: Только государства и Совет Безопасности ООН. Но каждый может передать информацию в офис прокурора.
Кто может быть адвокатом подозреваемых?
Сан Хюн Сон: Согласно Римскому статуту, все подсудимые имеют право на юридического советника. У МУС есть список юристов, имеющих право работать с нами. В него может попасть любой профессиональный юрист, соответствующий определенным критериям, среди которых опыт работы, отсутствие дисциплинарных взысканий и уголовных наказаний. Для этого нужно просто подать соответствующее заявление. Работа адвокатов оплачивается либо подозреваемыми, либо самим судом, если подозреваемые будут признаны неимущими. В противном случае мы бы не могли обеспечить справедливость правосудия.
Решения суда обязательны к исполнению?
Сан Хюн Сон: Да. Ратифицируя Римский статут, страны-участницы обязуются исполнять решения МУС и арестовывать тех, на кого выдан ордер. Но решения суда можно обжаловать в Апелляционной палате, в которой, кстати, заседаю и я. Оба вынесенных нами приговора сейчас как раз находятся там.
Откуда МУС берет деньги?
Сан Хюн Сон: Страны-участники платят ежегодный взнос по ооновскому коэффициенту с поправкой на то, что число участников МУС меньше количества стран в ООН. У нас их только 122. В настоящий момент самый большой вкладчик - Япония.
Может ли расследование быть открыто по ситуации в стране, которая не ратифицировала Римский статут?
Сан Хюн Сон: Совет Безопасности ООН может передать МУС на рассмотрение ситуацию в любой стране. Это происходило дважды по ситуациям в суданском Дарфуре и Ливии. Кстати, в обоих случаях Россия голосовала за обращение к МУС.
Можно ли считать суд действительно независимым, учитывая, что у него такие связи с Советом Безопасности и он ежегодно представляет отчет о своей работе в ООН?
Сан Хюн Сон: Я не сомневаюсь в независимости суда. Противоположные выводы основываются на некорректном понимании Римского статута и всей системы МУС. Мы хотим убедить всех, что МУС действительно юридический институт, а не политический. Совет Безопасности ООН - это в некотором роде политический орган. Мы же стараемся поддерживать нашу юридическую независимость и нейтралитет, отстраняясь от политического влияния Совбеза. Мое личное мнение, мнение всех судей и прокурора, что момент, когда этот суд станет политическим, будет означать конец МУС.
Почему тогда суд пока еще не предъявлял обвинений гражданам западных стран?
Сан Хюн Сон: Я прекрасно знаю, что МУС часто критикуют за региональную привязанность к Африке. Но представители правительства четырех из восьми стран (Уганды, ДР Конго, ЦАР и Мали) сами пришли в МУС и сказали: "Мистер МУС, пожалуйста, приди и помоги нам! У нас тут ужасный вооруженный конфликт, с которым мы не можем справиться своими силами!" Насчет Ливии и Судана мы тоже инициативу не проявляли. Так что в шести из 8 случаев мы сами ничего не делали. Два оставшихся дела - это Кот-д Ивуар и Кения. Кот-д Ивуар не был членом МУС, но тоже пришел к нам и попросил помочь, обещая принять юрисдикцию МУС. И только в случае Кении наш прокурор решил начать серьезное расследование по собственной инициативе.
Тем не менее вам не кажется, что, пока в МУС не появятся дела против граждан западных стран, он так и будет иметь локальное значение?
Сан Хюн Сон: Прокурор МУС также ведет семь "предварительных экспертиз". Среди них есть Афганистан, Грузия, Колумбия, Гондурас и Корея. Конечно, еще не факт, что все они послужат поводом для открытия новых расследований. Но это доказывает, что критика, что мы нацеливаемся только на бедные африканские государства, необоснованна.
Правда ли, что условия содержания в следственном изоляторе МУС великолепны?
Сан Хюн Сон: Условия СИЗО позволяют задержанным иметь доступ к свежему воздуху, отдыху, физическим упражнениям, медицинским проверкам, библиотеке, новостям, телевизору, компьютеру, за которым они работают над своими делами. В случае вынесения обвинительного приговора, они отправляются для отбывания наказания в одну из стран, с которыми у МУС есть договор о таком сотрудничестве. Если же приговор оправдательный, они в принципе должны быть возвращены в страну гражданства, за исключением случаев, когда это представляло бы угрозу их жизни или безопасности. В таком случае они направляются в другую страну, которая согласится их принять.
Когда среди преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, появятся проявления агрессии?
Сан Хюн Сон: В 1999 году государства не смогли сформулировать, что такое "преступление агрессии", однако оставили эту формулировку в Римском статуте. Но в 2010 году на конференции в Кампале страны-участницы, включая Россию в статусе наблюдателя, наконец определили, что такое агрессия. Согласно резолюции 3314 Генеральной ассамблеи ООН 1974 года, "преступление агрессии" - это "индивидуальная ответственность за использование вооруженных сил государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства". Поправка вступит в силу после того, как 30 государств ратифицируют ее. Голосование Ассамблеи стран-участниц пройдет не раньше 2017 года.