15.05.2013 14:06
    Поделиться

    В Липецк вернулся ребенок, отнятый органами опеки Испании

    Малыша, отнятого органами опеки в Каталонии, вернули матери
    За судьбой полуторагодовалого Анжела Сухорукова следила вся страна. Ребенка удалось вернуть из Испании на родину после того, как его у российских родителей отняли органы опеки Каталонии и передали в патронатную семью. Сегодня в этой истории поставлена точка.

    Люди в масках

    Мама Анжела, 35-летняя Ольга Проскурникова, уехала из России десять лет назад. К тому времени у Ольги уже был сын от первого брака - Арсений (ему сейчас 11 лет), которого женщина увезла с собой. Сначала Ольга жила во Франции, затем переехала в Испанию, где имела вид на жительство. Там встретилась с Дмитрием Сухоруковым. Их общий сын Анжел родился уже в Каталонии.
    Случившееся с их семьей Ольга объясняет специфическими законами Испании.

    - В Испании такая политика - детей трогать нельзя, - говорит она. - И каждый ребенок четко знает о своих правах. Арсений учился в частной школе с углубленным изучением английского языка. Успевал хорошо, и взаимоотношения в семье складывались прекрасно. Но когда у нас появился второй ребенок, старший сын стал ревновать. Однажды не сдержалась, ударила его по щеке. Арсений обиделся, пошел жаловаться в полицию. Он и сам не предполагал, чем это для него обернется, и что его самого заберут в приют.

    Вернуть старшего сына из приюта оказалось не так уж и сложно. Родители сразу наняли адвоката, обратились за помощью к бабушке, которая забрала Арсения в Россию.

    - Но нас еще тогда предупредили: если мы изъяли у вас одного ребенка, заберем и второго, - говорит Ольга.

    По какой причине власти Каталонии изъяли у Ольги с Дмитрием Анжела, доподлинно неизвестно. Согласно озвученной властями Каталонии версии, в их департамент органов опеки поступило сообщение, что родители плохо обращаются с малышом. Якобы кто-то сообщил в органы опеки, что младенца угрожали выбросить с балкона.

    Ольга Проскурникова говорит, что эти обвинения абсурдны:

    - Я разговаривала по скайпу, и тут ко мне в квартиру ворвались люди в масках и с автоматами. Перед этим еще избили и соседку-каталонку, которая открыла им дверь.

    Ольга готова оспорить действия испанских чиновников:

    - Я очень благодарна Генеральной прокуратуре за вмешательство. И сейчас, когда сын в России и шантажировать нас больше нечем, мы намерены довести это дело до суда.

    Барселона - Липецк

    Ольга и Дмитрий обратились к российским властям с просьбой о помощи в возвращении сына. К делу подключилось управление образования Липецкой области, уполномоченный по правам человека в РФ Павел Астахов, консульство. Переговоры с испанской стороной велись несколько месяцев. Пока они шли, Анжела из приюта передали в патронатную семью. Но в конечном итоге Департамент по делам опеки и попечительства Каталонии и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка подписали соглашение о передаче Анжела российской стороне.

    По словам Павла Астахова, это уникальный случай. Как правило, социальные службы европейских стран (таких как Франция, Финляндия, Норвегия, Германия), изымая детей из российских или смешанных семей, не возвращают их в Россию.

    - Вообще это редкость, что детей из приемных семей изымают. И еще большая редкость, что отдают, - заметил он.

    Переговоры с испанской стороной велись несколько месяцев

    Но, как отметил Астахов, когда принималось решение, что лучше: приют и приемная семья в Испании или родные в России, - даже сами испанцы согласились, что второй вариант предпочтительнее.
    В Барселону за Анжелом вместе с Павлом Астаховым полетели ведущий консультант отдела опеки и попечительства управления образования и науки Липецкой области Ольга Короткина и заведующий отделом реанимации и интенсивной терапии Липецкой областной детской больницы Андрей Кузьменко.

    - Нас сразу же привели в департамент опеки и попечительства, куда доставили и Анжела вместе с патронатной семьей, - рассказала Ольга Короткина. - Когда мы пришли, Анжел немного испугался, но затем начал с нами играть. Процедура передачи ребенка состоялась на следующий день. Конечно же, семья, в которой с декабря прошлого года жил малыш, очень переживала. С мальчиком расставалась со слезами на глазах. Ребенок, почувствовав, что его забирают, тоже расплакался. Но уже в машине успокоился, и потом легко шел с нами на контакт. А когда его передавали врачам в Липецке, плакал уже по мне. Очень переживали, как он перенесет перелет. Но все прошло благополучно. Пассажиры, стюардессы - все отнеслись к нам дружелюбно.

    После разлуки

    По возвращении в Липецк Анжел первые дни находился в областной детской больнице. Здесь ему предстояло пройти обследование, а заодно дождаться, как решится его дальнейшая судьба. Ольга Проскурникова прилетела в Липецк следом за сыном. Несмотря на долгую разлуку, свою мать малыш узнал. По словам Ольги, она согласна остаться в России навсегда.

    - Дмитрий пока в Испании, но планирует тоже приехать в Липецк, - говорит Ольга. - Сейчас ему необходимо уладить вопросы с переездом.

    По словам начальника отдела опеки и попечительства управления образования и науки Липецкой области Ирины Головлевой, никаких препятствий, которые могли бы помешать Анжелу Сухорукову вернуться в семью, не было.

    - Ольга Проскурникова не лишена родительских прав в отношении Анжела, - рассказала Ирина Головлева. - Власти Каталонии и Испании не предоставили нам никаких доказательств, что она плохо исполняла свои родительские обязанности. Но понимая, что ситуация неординарная, родители предупреждены, что будут находиться на контроле - чтобы мы были абсолютно уверены, что ребенку ничего не угрожает.

    Комментарий

    Олег Колягин, главный врач Липецкой областной детской больницы:

    - В марте в Ростове-на-Дону состоялась конференция "Строительство социальной справедливости". И на ней вопрос усыновления (удочерения) и защиты российских детей стоял очень остро. И одно из решений этой конференции гласило: пребывание ребенка в детском доме должно быть временной мерой. Ребенок должен расти в семье, с мамой. И если есть какие-то проблемные моменты, то органы опеки, уполномоченный по правам ребенка должны провести работу с родителями, помочь им, но оставить ребенка в семье.

    Поделиться