Минфин разработал основные направления налоговой политики РФ на 2014 год

Минфин подготовил и представил на парламентские слушания Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Документ будет применяться при планировании федерального и региональных бюджетов, а также поможет бизнесу спланировать свою налоговую стратегию с учетом вводимых изменений.

Представителей общественных и профессиональных объединений озадачило полное отсутствие в основных направлениях механизмов стимулирования малого и среднего бизнеса. "К сожалению, малый бизнес последние два года у нас поддерживается по остаточному принципу", - заявил президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов. Президент "Деловой России" Александр Галушка высказал мнение, что сегодня в России имеет место система, которая "дестимулирует регионы и муниципалитеты развивать предпринимательство". Известны случаи, когда субъекты РФ не заявляли субсидий для малого и среднего бизнеса, лишая компании на своей территории законной поддержки.

Немало возражений вызвало общее видение минфином ситуации. Так, в направлениях говорится, что размер налоговых обязательств бизнеса в России в 2011 году соответствует среднему показателю по странам ОЭСР. "Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней", - говорится в документе. Эксперты тут же уточнили, что порядок расчета нагрузки в РФ не отражает картину целиком. "Нужно понимать, что для малого бизнеса налоги - это не только налог на прибыль и НДС, но и страховые взносы", - отметил президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов. Президент РСПП Александр Шохин также обратил внимание на этот недостаток документа: "Нужно считать не столько налоговую, сколько общую фискальную нагрузку".

Минфин находится в сложной ситуации, формируя направления налоговой политики. С одной стороны, очевидно, что бизнесу нужно предоставить благоприятные условия, иначе он уйдет к соседям. Как сказал в ходе слушаний министр финансов Антон Силуанов, "основная задача сегодня - добиться конкурентоспособности нашей системы". С другой стороны, необходимо увеличивать доходы бюджета, в том числе это планируется сделать за счет роста налоговых ставок, изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, совершенствования налогового администрирования.

Вырасти доходы должны за счет налога на недвижимость, акцизов и НДПИ. Налогообложение недвижимого имущества физлиц и организаций будет усовершенствовано. Его планируется сделать единообразным - использовать в качестве налоговой базы кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ставки алкогольных акцизов привяжут к экономической ситуации в стране. Акцизы на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год предлагается проиндексировать на 10% к уровню предыдущего года, а для остальных видов алкогольной продукции - осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции.

Существенные изменения предлагаются и в части обложения НДПИ. Формулу расчета ставки при добыче углеводородного сырья предлагается связать со стоимостью его корзины. Также при добыче газа горючего природного и газового конденсата предполагается применение коэффициентов к ставкам НДПИ, которые будут зависеть от условий добычи и стадии разработки месторождений. При освоении новых морских месторождений углеводородного сырья предлагается ввести ставки от 5 до 30% в зависимости от категории сложности проекта. Для твердых полезных ископаемых планируется проработать вопрос об установлении ставки НДПИ с учетом мировых цен на них. В документе уточняется, что бюджет страны по-прежнему сильно зависит от налогообложения природных ресурсов, следовательно, именно в этой области лежит большой потенциал для увеличения доходов казны.

Налоговые преференции предусмотрены для участников инвестиционных проектов, реализуемых на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Необходимость поддержки именно дальневосточных компаний не раз подвергалась сомнению в ходе парламентских слушаний. Александр Галушка отметил, что острая потребность в налоговых льготах есть у всех начинающих бизнесменов страны, и предложил поддержать новые компании всех регионов без территориального ограничения. "Все новые инвестиции, все стартапы должны находиться в специальном налоговом режиме, в режиме налоговых каникул, он временный, но он должен быть. Такого рода каникулы - не выпадающие доходы, а бюджетные инвестиции в расширение налоговой базы", - подчеркнул он.

Ряд изменений предусмотрен в части совершенствования отчетности. Минфин прописывает в основных направлениях упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским. Нашла место в основных направлениях такая инициатива, как отнесение пропажи товаров на расходы организации. Потери предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации. Перечень продукции для такого списания предлагается устанавливать в порядке, определенном правительством РФ. Также в планах минфина урегулировать еще один сложный момент налогообложения - учет бонусов и скидок. Предлагается дополнить статью 154 НК положением о том, что уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) за счет перечисления премий не влечет за собой уменьшение цены продукции, а соответственно, и налоговой базы, за исключением случаев, специально предусмотренных договором поставки.

В завершение слушаний Антон Силуанов пообещал доработать направления с учетом замечаний и предложений. Однако большинство жалоб на слишком высокую фискальную нагрузку и, в частности, страховые взносы министр парировал замечанием: "Если мы снижаем налоги, то нужно снижать и обязательства. Здесь нужно подходить с точки зрения баланса".