Более 400 преподавателей вуза ведут электронные версии своих курсов в интернете. Они выкладывают лекции в специальной системе, снабжая их иллюстративным материалом и полезными ссылками. Студент не только изучает материал, но и проходит различные тесты, за которые получает баллы. Могут "посещать" некоторые виртуальные лекции и, что называется, люди с улицы. Правда, никаких дипломов такие вольные слушатели не получат.
Новая модель не заменяет традиционную, скорее, дополняет ее. Процесс обучения становится более комфортным, но при этом заставляет студентов и педагогов расстаться со старыми привычками.
- Конечно, преподавателю проще написать методическое пособие и ходить с ним десять лет на лекции, - говорит директор департамента развития образовательных ресурсов КФУ Галина Ившина. - Намного сложнее сделать курс, который постоянно необходимо обновлять. Дистанционные технологии позволяют дать разные интерпретации одному материалу.
Поначалу, признаются авторы проекта, педагоги не горели желанием осваивать систему дистанционного обучения. Трудно было перевести свой курс в электронный вариант. Это ведь не просто методичку перепечатать. Необходимо переосмыслить весь накопленный материал. Кроме того, многие не очень-то дружили с компьютером. Поэтому для них организовали школу, где учат, как правильно структурировать материал и пользоваться системой. Мотивируют преподавателей и финансово. Авторы лучших дистанционных курсов получают премии.
Понятно, что студентам адаптироваться к дистанционной модели было легче. Для них интернет - это естественная среда обитания. Однако, если они не будут регулярно посещать электронные курсы, которые для них обязательны, недосчитаются большого количества баллов.
- Особенно это полезно первокурсникам, - поясняет Галина Ившина. - В школе их контролировали каждый день, а когда они приходят в вуз, то теряют способность к работе. Они свободны, а управлять это свободой не умеют. И получается, что золотой ребенок, которого мама с папой отправили учиться в институт, не сдает сессию и его отчисляют. Надо вернуть его к привычной роли. Чтобы он регулярно получал задания и мог в любой момент обратиться за помощью. К концу семестра преподаватель получает довольно интересную картину. У него есть открытый электронный журнал, в котором запротоколированы все работы. Полная прозрачность и отсутствие коррупции. Студент видит, насколько справился с заданиями, что за это получил. И на сессии он уже только спрашивает: "Что я должен сделать, чтобы повысить балл"?
Еще один важный момент - электронные курсы преподаватели разрабатывают вместе со студентами. Они становятся соавторами и таким образом лучше усваивают материал.