Напомним, Ан-2 вылетел с аэродрома вечером 11 июня 2012 года. На борту находилось 11 пассажиров и пилот. Разрешение на взлет он не спрашивал, никаких заметок в бортовом журнале не сделал. Более того, пилот не взял в полет карты, отключил радиосвязь, на борту даже не было приборов, позволяющих искать судно на расстоянии. Самолет на аэродром не вернулся. Его поиски продолжались до осени 2012 года, а обнаружить обломки удалось только в начале мая нынешнего года.
Уже дважды следователи отказывали Золину в возбуждении уголовного дела по факту угона, но авиатор настойчив. "Если понадобится, я буду обращаться в вышестоящие суды страны. Надо только дождаться окончания расследования", - сообщил в интервью корреспонденту "РГ" Олег Золин.
Олег Золин: Откройте УК и прочтите внимательно статью 211. Там сказано: "Под угоном понимаются самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения". Я убежден, что налицо все признаки угона. Его совершил командир, а часть пассажиров - правоохранители, способствовали ему в этом.
Вы высказывали позицию, что угон отрицают исключительно потому, что на борту находились сотрудники правоохранительных органов...
Олег Золин: По-другому объяснить не могу. В том, чтобы эта версия не стала главной, заинтересованы многие. Но рассмотрим уже известные факты. Первый пилот Кашапов вылетел без полетного задания, самовольно, никого не уведомив; полет был нелегальным, то есть - незаконным. Летчик использовал чужое имущество для того, чтобы получить прибыль, заработать на нем, покатав пассажиров за деньги. Завладение судном, проникновение чужих - тех же пассажиров, на охраняемую территорию и в самолет - что это, как не признаки угона? Так должен закон соблюдаться или нет?
Ваш главный аргумент: самолет в тот день находился под охраной сотрудников серовского аэропорта?
Олег Золин: Есть документы, подтверждающие этот факт. Есть журнал приема-сдачи, договор с хозяином предприятия, которому принадлежит эта площадка.
Но представители аэродрома утверждают, что договор успели аннулировать незадолго до этого трагического случая...
Олег Золин: Я ничего не знаю о прекращении действия договора. А это невозможно было сделать без моей подписи. Обычно, когда прерываются юридические отношения, об этом извещают заранее, не мене чем на 30 дней. И при возникновении разногласий требуется подпись обеих сторон. А тут договор якобы аннулирован без моего согласия.
Вы подозреваете, что документ сфальсифицирован?
Олег Золин: Да. Совершенно случайно в другом государственном органе - в уральском управлении Росавиации - я вышел на документ, где указана абсолютно иная дата: охраняемая площадка на Серовском аэродроме аннулирована только с 20 июня, то есть через восемь дней после того, как пропал самолет.
Получается, что иск о взыскании ущерба от потери судна вы можете подать аэродрому?
Олег Золин: Пока речи об этом не идет. Хозяева авиаплощадки - второе свердловское авиапредприятие, оно находится в Екатеринбурге. Я в этом предприятии шесть лет работал, знаю, кто там владельцы...
Этот Ан-2 был арендован у оренбургской авиакомпании вместе с экипажем. Вы знали кого-нибудь из его членов?
Олег Золин: Судно, действительно, было арендовано на тех условиях, чтобы работал их экипаж. Они ведь доверяют своим людям, следовательно, своих и направили. Ну, как я могу чужой автомобиль брать и садить на него человека, которого я не знаю! Пилотов я не знал. В характеристиках говорилось, что ребята надежные, проверенные. В прошлом году экипаж отдавался в аренду в Архангельскую область, вернулся с наградами оттуда.
То есть вы им доверяли?
Олег Золин: Да, я доверял тем руководителям, с которыми заключал договор.
До ЧП вам поступала информация, что в Серове устраивают платные катания на Ан-2?
Олег Золин: Если бы она поступала, а я скрывал, то сейчас уже бы в тюрьме сидел! Я об этом узнал, когда уже все случилось и начало работать следствие. Вы поймите, что ни один здравомыслящий руководитель не позволит, чтобы у него такое безобразие творилось! Это железное правило еще с советских времен.
Но люди уже давно в других экономических условиях работают. Так что же, на ваш взгляд, могло заставить летчика взлететь?
Олег Золин: В этом должно разобраться следствие. Как версия - элементарное желание летчика подкалымить. По вскрывшимся сейчас данным, он и за день до трагедии катал людей за деньги. Появилась возможность подработать, не исключаю, что его убедили и другим способом, надавили. Это все выясняет следствие. Но как бы ни разворачивались тогда события, самолет поднялся в воздух незаконно. То есть - он был угнан.