Мировая экономика становится все более глобальной, взаимосвязанной и разветвленной, в ней уже очень трудно, а зачастую невозможно провести границы между различными национальными экономиками. Бизнес стал по природе своей межгосударственным. Как, впрочем, и финансовая система, которая сегодня уже не может быть организована "по национальному признаку", а функционирует как единый, пусть и не очень здоровый, глобальный механизм. Система распространения информации давно уже перестала замечать государственные границы, она реально стала глобальной. Рекордное в истории количество людей ежедневно пересекают государственные границы, а миллионы и миллионы живут и работают не на родине, не становясь при этом, как это было еще пару десятилетий назад, типичными иммигрантами. Как показал недавний экономический кризис, национальные правительства все меньше способны контролировать ситуацию в своих странах, слишком многое сегодня зависит уже не от них, а от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля любого, даже самого мощного государства. Система суверенных стран - основа уходящего миропорядка - слабеет буквально на глазах, ее традиционные функции размываются и исчезают.
Эта тенденция не может обойти и международную политику и дипломатию. То, что на протяжении столетий в каждой стране было уделом небольшой группы людей и сугубо конфиденциальной деятельностью, становится все более и более публичным делом. Вместе с уменьшением роли традиционного государства и размыванием суверенитета, начинает уходить в прошлое классическая межгосударственная дипломатия. С одной стороны, в современных условиях все труднее сохранить в секрете дипломатические документы и содержание конфиденциальных разговоров, а с другой - глобальное гражданское общество все активнее начинает выходить за национальные границы и вторгаться в международную политику. Межнациональные корпорации оказывают все большое влияние на принятие внешнеполитических решений. Интересы суверенных государств не только становятся все более взаимосвязанными, но и все более неопределенными и трудно формулируемыми. Военный конфликт в защиту своих интересов может в любой момент стать войной против самого себя, ибо непонятно, где эти интересы кончаются. Динамика современного мира требует от элит быстрой реакции и регулярного пересмотра приоритетов, что также в корне противоречит основам дипломатии.
В этих условиях растет роль нетрадиционных внешнеполитических факторов, в том числе, такого, как "мягкая сила", то есть повышение международного влияния, авторитета и возможностей своей страны через использование неполитических и тем более невоенных методов продвижения своих ценностей, приоритетов, идей и взглядов. Конечно, военные методы никто не отменял и необходимость "жесткой силы" будет, безусловно, сохраняться. Но уже сегодня можно сказать, что новый мировой порядок, который стремительно приходит на смену уходящему, сформированному в реалиях послевоенного мира почти 70 лет назад, в значительно большей степени будет противостоянием "мягкой силы" государств и блоков. Лишним доказательством этому стали, например, военные конфликты с участием США в последнее десятилетие, где во много раз превосходящая своих противников американская армия столкнулась с нетрадиционными формами сопротивления. России, мне кажется, крайне важно в этих условиях как поскорее выработать свою национальную концепцию "мягкой силы", отработать технологии и методы ее применения, стратегию развития, приоритеты и цели. Определиться с финансовыми и организационными вопросами, политической и интеллектуальной поддержкой, заручиться помощью гражданского общества и друзей России в других странах.
Это особенно важно, учитывая, что, во-первых, Россия все время своего существования попросту игнорировала эту проблему. Во-вторых, за ней до сих пор тянется "шлейф" множества советских стереотипов и клише, до сих пор распространенных в мире. В-третьих, геополитические и идеологические соперники, противники и недруги России в разных странах все это время не без успеха занимались "анти-имиджем" России - кто-то просто из нелюбви к ней, кто-то исходя из интересов своей политики, а кто-то из соображений коммерческой конкуренции. В любом случае, в глобальном противостоянии "мягких сил" на международной арене Россия сегодня почти отсутствует. Это недопустимо, ибо не только серьезно подрывает ее возможности в мире, но и не позволяет сформировать собственный адекватный и привлекательный имидж. Экономические и политические потери России в этой связи будут только нарастать. А между тем, потенциал ее "мягкой силы" просто огромен и при правильном подходе вполне способен сравняться с американским потенциалом, на раскрутку которого в США ушло не одно десятилетие.
В ближайшие годы у Москвы будут уникальные возможности влиять на глобальную повестку дня - председательство в этом году в Большой Двадцатке и в 2014 г. В Большой Восьмерке, а в 2015 г. в группе стран БРИКС. Если к этому добавить Олимпиаду, Универсиаду, футбольный чемпионат и т.д., то очевидно, что роль России как мирового ньюсмейкера в ближайшие годы вырастет. К ней будет привлечено повышенное внимание со стороны международного общественного мнения. Было бы неблагоразумно не воспользоваться такой возможностью, чтобы усилить свои "мягкие" позиции в мире. Но для этого нужна соответствующая государственная программа, которой сегодня у России просто нет.