Прогнозы Российского микрофинансового центра скромнее: так, в этом году объем рынка вырастет до 70 млрд руб., а к 2016 г. - до 130 млрд руб. При этом в центре подчеркивают, что вместе с ростом числа заемщиков увеличилось количество как должников, так и жалоб на микрофинансовые организации. Если в 2012 году, по статистике Федеральной службы по финансовым рынкам, поступило 359 обращений, 70% из которых содержали жалобы на участников рынка МФО и методы взыскания задолженности, то в 2013 году эта цифра может вырасти в несколько раз. В исследовании отмечается, что чем длиннее срок займа, тем больше просрочек по платежам допускают клиенты, при этом женщины допускают в среднем на 20-30% просрочек меньше, чем мужчины. Аналитики пришли к выводу, что самый хороший заемщик - это женщина старше 35 лет, взявшая заем на семейное событие, покупку подарка или отпуск.
Сегодня достаточно сложно четко разделить микрофинансовый рынок по специализациям компаний, так как небольшие компании практикуют выдачу всех видов займов, а также часто занимаются непрофильными видами деятельности (торговля, строительство и др.). Впрочем, в ближайшее время такую возможность у компаний могут забрать: регуляторы намерены запретить компаниям оказывать микрофинансовые услуги как дополнительные к основному виду деятельности. В частности, в апреле замруководителя ФСФР Юлия Бондарева высказывала точку зрения, что для тех, кто этим занимается, микрофинансирование должно быть исключительным видом деятельности. "Пока такой формулировки в законе нет, но к этому вопросу надо вернуться и найти юридический инструмент, чтобы закрепить это положение", - отметила она.
На начало 2013 года было зарегистрировано более 2500 микрофинансовых организаций, причем половина компаний работают в сегменте PDL (pay day loans, или "займы до зарплаты"). Однако по объему на этот сегмент приходится всего 10% - это связано с тем, что в сравнении с частными клиентами средняя сумма микрозайма для малого и среднего бизнеса гораздо выше. Поэтому большая часть рынка в деньгах приходится на микрофинансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как рассказал главный исполнительный директор компании "Домашние деньги" Андрей Бахвалов, многие компании заходили на рынок, делая ставку на сегмент PDL и надеясь быстро на нем заработать (средняя сумма займа составляет 3 тысячи рублей, ежедневная ставка около 2%). Однако эти компании не учли, что в сегменте отмечается самый высокий уровень просрочки. "С этой задолженностью надо работать - самостоятельно либо отдавать ее коллекторам - и затраты подчас получаются большими, чем доходы от работы в сегменте. Поэтому в ближайшее годы количество компаний на рынке будет уменьшаться", - отметил Бахвалов. По мнению генерального директора компании "Финотдел" Екатерины Сидоровой, сегодня достаточно выгодным является сегмент микрофинансирования малого бизнеса. В первую очередь, как пояснила эксперт, это связано с востребованностью займов микрофинансовых компаний предпринимателями: сейчас рынок удовлетворяет лишь 10% спроса. Вторая причина заключается в том, что, по словам Сидоровой, предприниматели - более ответственная аудитория заемщиков, чем клиенты, обращающиеся за POS-займами и PDL. Соответственно, в сегменте микрозаймов для бизнеса уровень просрочки и затраты на ее обслуживание ниже.
Андрей Бахвалов добавил, что профессиональное сообщество сегодня лоббирует значительные изменения в законодательство, которые помогут сделать микрофинансовый рынок более прозрачным и также приведут к сокращению числа его участников. Речь, в частности, идет об инициативе обязать все микрофинансовые организации начислять резервы - по аналогии с банковской системой, а также запретить им работать по упрощенной системе налогообложения.