05.06.2013 12:28
    Поделиться

    Правнук Рубинштейна поставил в Тюмени оперу "Иисус Христос-суперзвезда"

    Неординарное для музыкальной жизни России событие произошло на сцене Тюменской филармонии.

    Правнук Антона Рубинштейна 84-летний Антон Шароев представил необычную версию знаменитой рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Рок звучал своеобразно: впервые за 43-летнюю историю оперы, поставленной в 17 странах мира, она переложена для камерного оркестра. Ударные тут исключены. Правда, среди инструментов присутствовала электрогитара. А вот язык оригинала - английский - маэстро сохранил.

    Заполненный зал филармонии отвечал восторженными аплодисментами. Рядом сидела большая группа иностранцев. Судя по их реакции, русский вариант пришелся им по душе. Однако многим сначала пришлось привыкать к "картинке".

    На переднем плане - дите Шароева - камерный оркестр "Камерата Сибири". В глубине - хоровая капелла филармонии. Посередине лидирующие солисты - Мария Магдалина, Понтий Пилат, Иуда Искариот, Иисус из Назарета. Два последних - главные персонажи, по длительности арий они не уступают друг другу. Внешне все выдержано в классическом тоне. Мария в концертном платье. Иуда в строгом темном костюме с бабочкой. Иисус - в светлом, застегнут на все пуговицы, только повязан уже традиционный галстук. Никто по сцене не передвигается, играть можно только богатым голосом да мимикой. Лишь старейшина Шароев одет непритязательно. К концу выступления его черная рубашка взмокла, а на челе обильно выступили капли пота.

    Молодой человек в светлом костюме - 29-летний солист Магнитогорской капеллы, лауреат международных конкурсов Александр Гайнутдинов. Его лицо в сочетании с шевелюрой, особенно вблизи, поражает - вылитый Иисус по иконному, живописному, кинематографическому образу. Можно с ходу, без грима, на кинопробу. Когда певец избавился от дисгармоничного для его роли костюма, переоделся в простенькую кофту, задал вопрос, вертевшийся на языке:

    - А проще, под ту эпоху, нельзя было на сцене предстать?

    - Я предлагал. Антон Георгиевич предпочел концертную форму.

    - Вы так похожи на своего героя…

    - Знаете, я с семнадцати лет влюбился в рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера, исполнить Иисуса из Назарета - моя заветная мечта. Она воплотилась! Как-то незаметно, естественно вжился в образ. Внешне, говорят, стал весьма похож.

    - Вы верующий?

    - Да, - ответил Александр и от избытка чувств обнял своего земляка, Иуду - Артемия Меньщикова, талантливого выпускника колледжа при Магнитогорской государственной консерватории.

    Шароев не впервые работает с Гайнутдиновым. Когда маэстро представлял - после Перми и Санкт-Петербурга - оперу "Христос" в Концертном зале имени Чайковского, именно уралец исполнил партию Христа в сопровождении той же "Камераты" с хоровой капеллой. Премьера удалась на славу. Маэстро пригласили выступить в Европе, Иерусалиме.

    Эта опера - произведение выдающегося русского композитора, предка Шароева. Ее партитура, казалось, навсегда потеряна. Правнук искал ее около 12 лет и нашел-таки - в Германии, где она была написана и лишь единожды исполнена. Теперь с "Христом" заслуженный деятель искусств России и Украины "знакомит весь музыкальный мир". Эту оперу он включил в расписание концертного абонементного сезона в тюменской филармонии под названием "Славим Христа в нотах". А завершил - к удивлению и восхищению многих своих поклонников - рок-оперой, которую кое-кто уже требует признать чуждой. К примеру, в Ростове-на- Дону ее по просьбе группы православных просто запретили исполнять.

    - "Иисус Христос - суперзвезда" - выдающееся произведение мирового искусства. Музыка потрясает. Митрополит Иларион солидарен со мной. Это та же библейская история, сказал он, просто поведанная другим музыкальным языком. Не понимаю ортодоксально настроенных верующих, которые находят оперу кощунственной, - говорит дирижер и скрипач.

    В свои 84 года москвич-тюменец Шароев по-прежнему энергичен. Когда не на гастролях, он постоянно летает из столицы на работу - в давно ставший родным сибирский город.

    - Не знаю, сколько лет мне Господь отпустил. Надо жить, радовать людей. Надеюсь, я еще полезен обществу. А творческих планов минимум на десяток лет хватит, - улыбается маэстро.

    Поделиться