06.06.2013 11:12
    Поделиться

    Сергей Умнов: Уровень преступности в Петербурге снижается

    Петербургу все чаще припоминают титул "криминальной столицы", неофициально присвоенный городу в начале 1990-х. За последний год здесь произошло несколько заказных убийств, массовых драк в среде выходцев из южных республик, регулярно становится известно о преступлениях и правонарушениях, совершенных самими полицейскими. На "Деловом завтраке" в петербургской редакции "Российской газеты" мы обсудили ситуацию с руководителем ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергеем Умновым.

    Сергей Павлович, со стороны ситуация выглядит просто угрожающей. Неужели все так плохо на самом деле?

    Сергей Умнов: Статистика показывает, что все наоборот. Общее количество преступлений снижается, а количество раскрытых преступлений растет. Мы раскрыли все заказные убийства, которые были совершены в прошлом году. Это и убийство ректора петербургского университета сервиса и экономики Александра Викторова, и убийство главного архитектора Всеволожского района Эдуарда Акопяна, и ликвидация этнической банды киллеров, на счету которой как минимум две жертвы. Преступники, которые идут на совершение таких преступлений, должны понимать, что в 90 процентах случаев будут пойманы, и наказание окажется неотвратимым. Основная трудность в таких делах - доказать вину заказчика.

    Кстати, совсем недавно по горячим следам - меньше чем за сутки - было раскрыто чудовищное убийство семьи сотрудника Госнаркоконтроля на проспекте Стачек.

    Это техническая база улучшилась или мастерство выросло?

    Сергей Умнов: Все вместе. Я стараюсь поддерживать профессионалов и сохранять коллектив.

    В Петербурге прогремели несколько резонансных дел, связанных с преступлениями мигрантов: экстремисты в Апраксином Дворе, стрельба из-за похищения невесты, драка на Сенном рынке. Можно ли урегулировать эту ситуацию полицейскими методами?

    Сергей Умнов: Массовые драки с десятками участников - это все же не экстремистские, не религиозные, а обычные бытовые конфликты.

    Но ведь все эти преступления происходят именно в местах компактного проживания мигрантов...

    Сергей Умнов: Было бы глупо отрицать, что это провоцирующий фактор. Но проблема лежит, прежде всего, в социальной и даже социально-этнической плоскости. Когда достаточно большие этнические группы компактно проживают в одном месте, между людьми разных национальностей всегда возникают конфликты, потому что одни народы не любят другие исторически. Мы можем только контролировать и сдерживать ситуацию, а если преступление уже совершено, наша задача - раскрыть его.

    Сейчас из 100 проверенных нами мигрантов 80 находятся в стране легально и имеют все необходимые документы. Еще год-полтора назад соотношение было 50 на 50. Другое дело, что решение о выдворении незаконных мигрантов суд принимает крайне редко.

    Но хотя бы штрафы они платят?

    Сергей Умнов: В настоящее время в Петербурге взимаемость штрафов - 72 процента. Для сравнения: в 2011 году было 23 процента, в прошлом году - 40. Кстати, только за счет нарушителей правил дорожного движения в 2012 году бюджет получил свыше 380 миллионов рублей. А вот отдельной статистики по платежам мигрантов мы не ведем.

    Проблемами мигрантов в главке занимаются специальные сотрудники?

    Сергей Умнов: Занимаются все, начиная от участкового на территории. Но у него полный список обязанностей - на две страницы. Он должен участвовать и в обеспечении безопасности дорожного движения, и в раскрытии преступлений, и бороться с наркобизнесом, и надзирать за ранее судимыми. И я понимаю, что один участковый в поле не воин. Мы создали совместные с УФМС патрули. Силами полка ППСП и ОМОН еженедельно проводим рейды и так далее.

    А норма граждан на одного участкового соблюдается?

    Сергей Умнов: Сейчас ее уже не существует. Раньше норма составляла 3,5 тысячи человек на одного участкового, но в таких мегаполисах, как Москва и Петербург, она и тогда не соблюдалась. В отдельных районах в центре Петербурга положение дел сейчас примерно соответствует прежнему нормативу, потому что произошел отток жителей в спальные районы. Но зато на окраинах теперь появились участки, где проживает от 8 до 12 тысяч человек.

    Тогда закономерный вопрос: после реформы МВД, в ходе которой было проведено сокращение личного состава, хватает ли вам сотрудников для выполнения всех необходимых задач? И что вообще можно сказать об итогах первого года реорганизации?

    Сергей Умнов: Народу всегда не хватает, но статистика показывает, что с имеющимся количеством личного состава мы не просто выполняем поставленные задачи, но и улучшаем результаты работы.

    Сейчас можно считать завершенным активный этап реформы - аттестацию и переаттестацию личного состава. Продолжается оптимизация: мы следим, чем, как, в каком объеме занимаются районные подразделения, своевременно перебрасываем людей, чтобы нагрузка на каждого сотрудника была равномерной. Еще около года назад дефицит сотрудников составлял около 12 процентов, сейчас некомплект - 3,5 процента.

    То есть служить в полиции наконец становится престижно и экономически выгодно?

    Сергей Умнов: Средняя зарплата у полицейского немного выше городского уровня - примерно 35 тысяч рублей. Но оперативник, который отслужил пять лет, получает не меньше 40, руководитель районного отдела - около 60 тысяч. Это достойное денежное содержание, и люди стараются держаться за свои места.

    Тогда почему не удается победить оборотней в погонах?

    Сергей Умнов: Бороться с коррупцией необходимо, но победить ее в короткие сроки невозможно. Тому пример - и зарубежные страны. Более 90 процентов всех задержаний полицейских, которые проходят по линии борьбы с коррупцией, проводит управление собственной безопасности нашего главка. И таких преступлений все же становится меньше. Например, в прошлом году зафиксировано 115 фактов, в первом квартале этого - на 30 процентов меньше.

    Может, тогда есть смысл создать управление собственной безопасности и для городских чиновников? В последнее время против них были возбуждены "трубное", "крышное", "обувное", "мусорное" дела...

    Сергей Умнов: Для этого есть управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, которое старается находить нужную информацию и превращать ее в уголовные дела.

    Очередных дел, подобных "крышному", "трубному", приходится ожидать?

    Сергей Умнов: Не мы будем давать название новым резонансным делам. Но могу вас заверить, что они будут, в том числе по линии экономики.

    О Поступках с большой буквы

    Полицию принято мазать одной краской, и эта краска чаще всего черная. Но ведь изначально работа полицейского - это самоотверженная служба. Сейчас есть такие примеры?

    Сергей Умнов: Многие сотрудники работают и днем и ночью, раскрывая преступления. Но особо хотелось бы отметить тех, кто совершает Поступки с большой буквы в нерабочее время. Недавно был пожар на Стачек, и до прибытия МЧС сотрудники отдела уголовного розыска Кировского района спасли из огня десятки жителей. Сотрудники ГИБДД, проезжая мимо, увидели на льду Невы тонущую женщину, и капитан полиции Игорь Кузнецов не задумываясь бросился на помощь, хотя шансы уйти вместе с ней под лед были велики. В прошлом году капитан Дмитрий Полторыпавленко ехал на машине с семьей в Кингисеппском районе и увидел, что машина перевернулась и загорелась. Люди останавливались, снимали на видео, но никто не помог. А он спас ребенка и мать из автомобиля, который мог в любую минуту взорваться. Отца, правда, уже не успел... У полицейских, которые работают давно, все-таки психология другая. Они всегда готовы прийти на помощь, иногда даже ценой своей жизни.

    То есть девиз американских коллег "Служить и защищать" вам близок?

    Сергей Умнов: У нас есть свой девиз: "Служа закону, служим народу". А западным полицейским в некоторых аспектах не вредно было бы поучиться у нас работать - это они и сами признают.

    Поделиться