В документе прописаны ситуации, когда заказчику разрешается в одностороннем порядке расторгать договор с поставщиком. Во-первых, он может это сделать, если такое было предусмотрено условиями контракта. Во-вторых, если специально организованная экспертиза подтвердила нарушение условий соглашения. В-третьих, если поставщик, чтобы стать участником конкурса, представил неверную информацию о себе.
Решение заказчика о расторжении контракта вступает в силу через 10 дней после даты уведомления об этом поставщика. Если в течение этого срока поставщик устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для признания сделки недействительной, и компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы, то не вступившее в силу решение должно быть отменено. При повторном нарушении данное правило не применяется.
При повторном размещении заказа его стоимость должна быть уменьшена на величину выполненных работ, подчеркивается в документе.
"До появления этих поправок у заказчиков вообще не было возможности расторгать контракты в одностороннем порядке. Даже если исполнитель после подписания контракта вообще ничего не делал или делал некачественно, - напомнил "РГ" руководитель дирекции Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. - В итоге заказчикам приходилось использовать всяческие ухищрения, чтобы заказ все-таки был выполнен. И это была большая проблема".
В законопроекте о Федеральной контрактной системе норму, касающуюся упрощенной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке, прописали. Но закон о Федеральной контрактной системе вступает в силу только с 1 января 2014 года. "Как минимум, полгода госзакупки будут проходить в рамках 94-го закона. Поэтому вполне логично, что его тоже решили откорректировать", - резюмировал эксперт. К слову, поставщики, уклонившиеся от заключения контракта или нарушившие условия соглашений, могут попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Этот "черный список" ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Если компания попадает в реестр, она на два года лишается прав участия в торгах.
Впрочем, проблемы существуют не только с поставщиками. У экспертов есть претензии и к заказчикам. Наиболее распространенное нарушение - так называемые слепые закупки. Смысл их состоит в том, что информацию о таких закупках "прячут" всеми способами, информацию о них сложно найти, и поэтому на торги приходит только "свой" поставщик. Для злоупотреблений при размещении заказов чаще всего используются такие "хитрости", как использование латинских букв, опечатки и ошибки, отсутствие ключевых слов, замена букв на похожие цифры, использование тире в корне слова, разделение букв пробелами. В 2012 году из 3,9 миллиона проанализированных извещений о закупках в 12 500 выявлены искажения. Потенциальный ущерб от таких нарушений в сфере госзакупок в 2012 году составляет 874 миллиона рублей, подсчитали недавно эксперты Национальной ассоциации институтов закупок. Надо развивать общественный контроль, развивать закупочную документацию - например, внедрять типовые извещения о закупке той или иной номенклатуры, советуют эксперты.