10.06.2013 23:40
    Поделиться

    Бизнес хочет внести изменения в новый закон о госзакупках

    В закон о закупках нужно вносить изменения
    На днях вступил в силу приказ ФАС от 18 января 2013 года N 17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг". Однако несмотря на появление регламента, у бизнеса осталась масса вопросов.

    "Ранее в Законе 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не было единой трактовки о том, как правильно обжаловать закупку, что приводило к разной трактовке, - говорит руководитель коммерческой группы Vegas Lex, член комитета РСПП по конкуренции Юлия Тормагова. - В дальнейшем этот регламент будет распространяться не только на процедуру проведения торгов, но и в более широкой практике, а именно в той, которая так или иначе нарушает конкуренцию при проведении конкурсов".

    Напомним, что участник закупки вправе направить жалобу в соответствующий орган в случае неразмещения на официальном сайте заказчика положения о закупке, внесенных в него изменений и другой необходимой информации, а также при нарушении сроков размещения; в случае предъявления к участникам требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; в случае осуществления закупки в отсутствие утвержденного положения и с нарушением Закона N 94-ФЗ.

    Порядок подтверждает право участников торгов по 223-ФЗ обжаловать действия заказчиков, основываясь на нормы статьи 18.1 Федерального закона 135-ФЗ "О защите конкуренции". В то же время обжалование действий в соответствии с порядком не является препятствием для обращения за судебной защитой. По общему правилу на обжалование дается 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Интернете со дня такого размещения.

    Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы. По результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. Если жалоба признана обоснованной или если выявлены нарушения, которые не являются предметом обжалования, выдается обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения и предписания. Сведения о них должны быть размещены на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются и заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

    Несмотря на вносимые коррективы и дополнения к Закону N 223-ФЗ, в практике его применения остается все еще много пробелов. "По-прежнему нерешенным остается вопрос о том, что вообще считать торгами, а точнее, по каким признакам определять названную процедуру. Методического документа, где были бы приведены соответствующие критерии, пока не существует", - сокрушается управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры" Татьяна Каменская.

    Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается правительством РФ. В то же время Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д. "Закон N 223-ФЗ по сути должен был стать компромиссом между бизнесом и властью в сфере закупок, но нерешенные вопросы, такие как неясность с определением признаков торгов, не позволяет реализовать задуманное", - уверена Татьяна Каменская.

    По мнению бизнеса, в законе есть множество и других положений, которые сильно осложняют его деятельность в области закупок. Например, необходимость публиковать документацию о закупке при осуществлении закупки с единственным поставщиком, а также указывать место и время победителя конкурса, так как в этом случае нет ни критериев выбора, ни места принятия решения о результатах процедуры. Спорным остается вопрос о необходимости указания в извещении о проведении торгов места и времени объявления победителя.

    В целом закон, по мнению экспертов, получился "плоским", то есть предназначенным для простых и конкретных ситуаций, и в частности, практически не регулирует закупки посредством рамочных контрактов. Кроме того, нет четкого понимания, в каких ситуациях производимая закупка по рабочему контракту должна представлять собой отдельную закупку единственного поставщика, а в каких случаях это должно рассматриваться как изменение к действующему договору. Нерешенным остается вопрос о холдингах, когда материнская компания покупает за дочку или наоборот. Кто должен размещаться на сайте и сколько нужно составлять планов закупок, если, например, материнская компания покупает за трех дочек? Для ответа на эти вопросы требуется изменение законодательства и более четкая работа методистов по доработке закона в дальнейшем.

    Поделиться